Время новостей
     N°144, 11 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2000
Одна Евразия - одна таможня
ЕврАзЭС пишем, ВТО - в уме
После распада СССР именно в Казахстане оказалось больше всего русских и русскоязычных, до сих не ассоциирующих себя с государством, гражданами которого они оказались не по своей воле. Впервые приехав в Казахстан в президентском качестве, Владимир Путин не мог позволить себе не встретиться с соотечественниками. Встреча началась весьма бурно, общим рефреном звучало: «Мы не видим здесь для себя будущего». Однако глава российского государства предложил отрешиться от эмоций и сосредоточиться на экономических перспективах. Путин рассказывал о рабочих местах, которые должны появиться в северных областях Казахстана после достигнутых в ходе нынешнего визита договоренностей о создании СП с участием РАО «ЕЭС России» и Экибастузской ГРЭС, о будущей совместной деятельности «Газпрома» и казахстанских энергетиков.

Трудно сказать, насколько это утешило соотечественников, но отчасти снизило эмоциональный накал общения. С другой стороны, Путин определенно дал понять, что не может нести ответственность за прошлую политику Кремля, в результате которой россияне за пределами метрополии почувствовали себя брошенными. И предложил судить о нем по будущими делам российской власти, которая желает повернуться лицом к зарубежным россиянам.

В утешение собеседникам, которые пришли к нему на встречу в фешенебельный отель «Интерконтиненталь», Владимир Путин мог бы еще добавить следующее: мол, все мы теперь не русские и не казахстанцы, а евразийцы. Со вчерашнего дня договор об учреждении Евразийского сообщества стал реальностью, хотя «евразийский паспорт» выдавать еще рано, документ, подписанный пятью президентами Таможенного союза, должен быть ратифицирован парламентами. Еще дальше до введения в ЕврАзЭС единой валюты -- какого-нибудь «евразо». Однако, как заметил вице-премьер Виктор Христенко, «может быть, мы окажемся умнее европейцев и дойдем до этого раньше, чем через 30 лет, как в Евросоюзе».

Пока у сообщества гораздо более прозаические проблемы, например договориться полюбовно, где же будет базироваться главный исполнительный орган ЕврАзЭС -- в Алма-Ате (как предлагали Казахстан и Киргизия) или в Москве (предложение России, Белоруссии и Таджикистана). После совещания в узком кругу президенты разошлись миром -- и в Москве, и в Алма-Ате. Правда, как будут разделены функции штаб-квартир, никому неведомо. Зато соблюдена политкорректность.

Не решена и такая болезненная проблема, определяющая климат реального сотрудничества в Евразии (надо привыкать к этой дефиниции, она теперь закреплена официально), как чрезмерно высокие транзитные тарифы, введенные Москвой на железнодорожные перевозки третьих стран. Г-н Христенко, отвечая на вопрос газеты «Время новостей», вынужден был признать: решение пока не просматривается, за исключением «эксклюзивных» случаев, связанных с отдельными контрактами. Вице-премьер связал этот вопрос с необходимостью реформировать МПС России, которое определяет тарифы.

Есть зато сдвиги в другом направлении. Вчера в Астане без особой помпы было заключено соглашение между Россией и Киргизией о принципах взимания косвенных налогов. Если учесть, что такое же соглашение Москва заключила накануне и с Астаной, близко подобное соглашение с Таджикистаном, то, как убеждают в российском Белом доме, зона свободной торговли -- заветная мечта всего СНГ -- на пространстве «таможенной пятерки» не за горами.

Но и это еще не все. Оптимисты среди российских творцов ЕврАзЭС убеждены, что с его учреждением Москва с остальными партнерами начнет деятельно готовить почву для вступления в ВТО, куда «поперед батьки» уже «впрыгнула» Киргизия. Но сначала придется закрыть общее таможенное пространство «новой Евразии». Если это так, то, похоже, для остальной части СНГ наступает «Юрьев день»: или всем остальным членам «большого» Содружества придется тоже вступать в ВТО, или же в ЕврАзЭС.

Аркадий ДУБНОВ, Астана