Время новостей
     N°230, 11 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2008
Неиссякаемые
И в этом году премия «Триумф» нашла себе достойных лауреатов
Премия «Триумф» в этом году, как и почти всегда, обошлась без открытий, скандалов и неожиданностей. Каждый год на пресс-конференции обозреватель радио «Свобода» Марина Тимашева спрашивала членов жюри: «Почему не дали премию Борису Покровскому?» Она своего добилась, старейший российский режиссер, 96-летний основатель Камерного музыкального театра «Триумф» наконец получил.

Из мира музыки и самый молодой нынешний триумфатор -- 35-летний пианист Александр Мельников, не то чтобы имеющий громкое имя, но вдумчивый, тонкий, интеллигентского толка музыкант, из младших рихтеровцев, регулярно в том числе играющий на фестивалях «Декабрьские вечера» (он уже был лауреатом в 2001 году, но молодежного «Триумфа»).

Остальные лауреаты в соответствии с традициями «Триумфа» в комментариях к своим деяниям не нуждаются: художницу Татьяну Назаренко сегодня называют поп-звездой российской артсцены, она уже имеет чуть ли не все официальные регалии, существующие в искусстве: Государственную премию и статус действительного члена президиума Российской академии художеств, звание профессора живописи и титул заслуженного художника России, ну а Константин Райкин и Олег Янковский -- просто любимцы публики со времен Советского Союза, хотя их самые новые -- и теперь в основном театральные -- работы как раз не так уж известны.

Интересно вот что: члены жюри в последние годы, видимо, ничего не читают. Уже который раз в списке награжденных отсутствуют писатели, а нынче их нет и среди триумфальной «молодежи».

В последнее время имена 20 лауреатов молодежного «Триумфа» оказываются наиболее таинственными и привлекательными для обсуждения. Обычно мало кому знакомы имена музыкантов, вокалистов и балетных артистов -- они, кстати, чаще всего бывают совсем юными. Но поскольку в этой номинации победителями становятся выдвиженцы каждого из членов жюри, без обсуждения и голосования, то тут можно только гадать о причинах и внутренних основаниях решений. Сами же члены жюри обычно хранят молчание о своих протеже, и понять, чем в их глазах отличился малоизвестный (и не совсем уже молодой) театральный критик Сергей Конаев, или аниматор Степан Шушкалов, или чем занимается Марина Смирнова, филолог, и почему их ставят на один уровень с такими вполне маститыми уже профессионалами, как Евгений Стычкин, Виктория Исакова, Константин Богомолов или виолончелист Борис Андрианов, не удается никогда.

Ну это уже и неважно -- таков формат этой до сих пор сохраняющей стабильность и неизменной по своему существу премии, лауреатов которой, как всегда, объявили в декабре, а наградят в январе с той же, хочется надеяться, неизбежностью, с какой день наконец начнет прибавляться.

Глеб МЫШКИН