Время новостей
     N°226, 05 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2008
Суверенное искусство
Власти Португалии получили коллекцию картин Хуана Миро за долги
Более 80 картин испанского художника Хуана Миро перешли в собственность португальского государства после того, как частный банк Banco Portugues de Negocios (BPN) оказался на грани банкротства.

Еще в июле банк собирался выставить коллекцию Миро на аукцион и даже пригласил экспертов Christie's для их оценки. Главный вопрос, который мучил тогда руководство BPN, -- продать картины одним лотом или по частям. Банк, остро нуждавшийся в деньгах, скромно оценивал коллекцию из 82 картин в 150 млн евро.

Между тем всего за три картины Миро, проданных в 2007 году на аукционах в Париже и Лондоне, их владельцы получили 27,6 млн евро, что намного превысило первоначальные оценки. Например, в декабре 2007 года полотно «Голубая звезда» при начальной цене 5 млн евро ушло за 11,6 миллиона.

Однако финансовый кризис спутал все карты. В итоге коллекция была заложена под краткосрочный кредит в 200 млн евро, который согласился предоставить банк Caixa Geral de Depositos (CGD), принадлежащий правительству на 100%. 15 октября, когда срок погашения кредита истек, а финансовое положение BPN только ухудшилось, государственный банк принял решение немедленно перевезти всю коллекцию в свой центральный офис в Лиссабоне, для чего пришлось использовать несколько бронированных машин. «Мы должны были обеспечить соблюдение интересов государства», -- цитирует источник в банке португальская газета Correio da Manha, журналистам которой удалось наконец выяснить, что же произошло с картинами.

В середине октября, когда коллекция была вывезена из близкого к банкротству банка, его судьба была еще совершенно неясна, а 2 ноября правительство объявило о национализации BPN. Это было первое с 1975 года решение о национализации в Португалии, и его пришлось одобрять парламенту страны.

Вместе с картинами Миро государственному банку CGD досталась большая коллекция египетских древностей, которые собирал основатель BPN Жозе де Оливейра-и-Кошта. Ему же Португалия обязана и собранием Миро -- именно по инициативе Оливейры-и-Кошты BPN предоставил кредит на сумму около 75 млн евро испанской фирме, чье название не разглашается, под залог картин Миро. Испанцы не смогли погасить долг, и полотна знаменитого сюрреалиста оказались в Португалии. Впрочем, акционеры банка, недовольные деятельностью Оливейры-и-Кошты, называли сделку с испанцами примером неэффективного руководства, а оказавшиеся в собственности банка картины и мумии -- слишком экстравагантными активами.

Бывший госсекретарь по налогам, поработавший также вице-президентом Европейского инвестиционного банка, Оливейра-и-Кошта был арестован 20 ноября по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, уклонении от налогов, отмывании капитала и фальсификации документов. Следствие полагает, что эти преступления он совершал, занимая пост президента BPN.

Впрочем, Оливейра-и-Кошта был, видимо, готов к подобному развитию событий. Еще в марте, сразу после того, как акционеры отправили его в отставку, банкир развелся с женой, с которой прожил 42 года, и отдал ей при разводе почти все совместно нажитое имущество.

Правительство намерено теперь добиваться в суде признания развода фиктивным. Власти также расследуют многочисленные подозрительные сделки банка, например, покупку двух бразильских фирм-«пустышек», якобы занимавшихся высокотехнологичными проектами, за 71 млн долл. Подозрение вызвали также отношения с банком Insular из Кабо-Верде, куда, в частности, ушли 60 млн евро, которые, как предполагают следователи, оказались в итоге через серию сделок с офшорами на личных счетах Оливейры-и-Кошты.

Скандал с BPN приобрел особый размах, когда выяснилось, что банкир финансировал избирательную кампанию нынешнего президента Португалии Каваку Силва. В принадлежавшем банку промышленном холдинге SLN успел поработать руководителем и бывший генеральный секретарь крупнейшей оппозиционной партии страны, Социал-демократической, известный в стране политический деятель Диаш Лоурейру, который теперь заявляет, что еще в 2001 году предупреждал Банк Португалии о «проблемах управления в BPN».

На этом фоне понятно, почему правительство пока не объявило о своих планах относительно коллекции Миро. Ему не до живописи. Но обычно португальские власти стремятся сохранять важные художественные ценности в стране. В Португалии действует закон о конфискации, согласно которому любые памятники истории и культуры могут быть выкуплены государством по цене, установленной судом. Закон этот пока активно не применялся, но власти уже грозятся использовать его по отношению к наследникам Антониу Салазара, которые отказываются продать государству дом диктатора, где должен разместиться музей, а также к наследникам Фернанду Пессоа, распродающим архив этого португальского поэта и писателя на международных аукционах.

Столь трепетная забота о предметах искусства объясняется стремлением правительства делать все для привлечения туристов в страну. Наряду с рыболовством, виноделием и производством винной пробки, туризм -- одна из главных отраслей португальской экономики. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 году ее доля в ВВП страны выросла до 17%, или 41,5 млрд евро в денежном выражении. При этом сектор услуг обеспечил работой более половины трудоспособных португальцев.

Коллекция Миро, доставшаяся Португалии, является второй по размерам в мире после собрания Фонда Миро в Барселоне, где собраны 217 его произведений. В Португалии нет своего Лувра или Галереи Уффицци, так что оказавшиеся в стране благодаря кризису полотна Миро могут серьезно повысить привлекательность музейных собраний Лиссабона, недавно включенного известным издательством туристических путеводителей Lonely Planet в список «10 городов мира, которые стоит посетить в 2009 году».

Олег ЧЕРНИЦКИЙ -- для «Времени новостей»