Время новостей
     N°221, 28 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2008
Не в пользу потребителя
«АвтоВАЗ» и Toyota готовят повышение цен на свои автомобили
Российские автопроизводители, не дожидаясь утверждения правительством антикризисных мер в отрасли, уже приняли свои меры, направленные на повышение цен. В среду о намерении индексировать цены на автомобили заявил «АвтоВАЗ»: по некоторым данным, с января 2009 года весь модельный ряд Lada подорожает в среднем на 2--3%. Вчера Toyota сообщила, что с 8 декабря готовится увеличить цены на свои машины, производимые в России, на 6,4--6,6%. Впрочем, другие производители о повышении цен пока молчат. Представитель Ford Екатерина Кулиненко сказала «Времени новостей»: «Пока наши цены остаются неизменными, и в ближайшее время этот вопрос мы не рассматриваем». По мнению экспертов, потребители вряд ли решатся на покупку подорожавших машин, тем более что автокредиты сейчас многим практически недоступны.

Правительство, как известно, намерено увеличить таможенные пошлины как на новые иномарки, так и на машины в возрасте от трех до семи лет, в размере 25-35 проц. Это решение, как считается, призвано поддержать отечественный автопром в условиях кризиса.

В то же время, по словам главы «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, «компания должна извлекать доходы». «С одной стороны, мы не можем заложить все в цену автомобиля и повышать ее, пока потребитель не уйдет к конкурентам, с другой -- инфляция, громадные затраты в связи с ростом (стоимости. -- Ред.) комплектующих нас иногда вынуждают менять цены в сторону увеличения», -- отметил он в интервью телеканалу «Вести-24». Последний раз «АвтоВАЗ» индексировал отпускные цены на автомобили Lada в июне этого года, еще до того, как мировой финансовый кризис распространился на реальный сектор российской экономики. В среднем по модельному ряду увеличение тогда составило около 1,5%. Но с тех пор ситуация на автомобильном рынке сильно изменилась. В настоящее время налицо падение спроса, снижение объемов потребительского кредитования и резкое падение продаж.

«Решение «АвтоВАЗа» выглядит довольно странно, -- считает аналитик «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Евгений Рябков. -- Повышение цен они объясняют ростом цен на комплектующие, в то время как листовой прокат дешевеет, и в следующем году стоимость его будет на 10--15% ниже, чем в 2008 году. Плюс ко всему в случае усугубления кризиса на рынке может появиться большое количество подержанных еще нестарых иномарок, которые люди брали в кредит и не смогли расплатиться, отдав их в итоге банку. Цены на такие машины будут довольно низкие. Может быть, «АвтоВАЗ» рассчитывает на сегменты новых моделей типа «Калины» или Priora, но повышение цен на них только ослабит их конкурентоспособность».

Toyota, впрочем, объясняет повышение цен иными причинами. «В связи с тем, что доллар США существенно укрепил свои позиции по отношению к рублю и основные производственные расходы на автомобили, поставляемые на российский рынок, компания несет в долларах США, ООО «Тойота Мотор» приняло решение повысить розничные цены на автомобили, -- говорится в сообщении компании. -- Розничные цены в рублях на автомобили модельного ряда Toyota и Lexus будут определяться на основе курса рубля, установленного ЦБ РФ на день покупки». Изменение цен коснется следующих моделей Toyota: Yaris, Auris, Corolla, Corolla Verso, Verso, Camry (производства Японии), RAV4, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hiace, а также Lexus: SC 430, IS 250, IS-F, GS 300/GS 460, GS 450h, LS 460/LS 460 AWD, LS 460L/LS 460L AWD, LS 600h L, RX 350, RX 400h, LX 570. Компания поясняет, что без изменений останется цена лишь на Toyota Camry российского производства, так как производственные расходы исчисляются в рублях.

«Toyota, конечно, выгоднее продавать автомобили, собранные в России, а введенные правительством пошлины на подержанные иномарки снизят возможности конкурентов. Но «АвтоВАЗ» далеко не Toyota, и ценовой демпинг мог бы стать одним из инструментов в конкурентной борьбе, однако компания, видимо, избрала иной путь, который, думается, не совсем верный», -- отмечает г-н Рябков. Такая политика может привести к еще большему снижению спроса.

Крупнейшие автодилеры также прогнозируют снижение продаж автомобилей в России в 2009 году. В частности, заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Атлант-М» (официальный дилер Volkswagen) Алексей Терещенко сказал журналистам в конце прошлой недели, что на 2009 год существуют два сценария продаж автомобилей: пессимистический и оптимистический. По его словам, согласно оптимистическому прогнозу в следующем году ожидается рост продаж на 5--10%, а по пессимистическому -- снижение на 5--10%. «Тут все зависит от позиции автопроизводителей по объемам выпуска автомобилей в 2009 году. Кроме того, многое будет зависеть от мер, предпринимаемых правительством по поддержке автоконцерна», -- сказал он. При этом г-н Терещенко добавил, что в последнее время наблюдается тенденция снижения спроса на новые автомобили, которая коснулась всех марок. В частности, объем реализации иномарок после периода бурного роста в октябре упал на 5,7%. «АвтоВАЗ» же за десять месяцев 2007 года продал 542,5 тыс. автомобилей, тогда как в январе--октябре 2008 года продажи снизились до 533,7 тыс. машин.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром