Время новостей
     N°221, 28 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2008
Все на мази
В Московском музее современного искусства экспонируются работы Оксаны Мась
В Московском музее современного искусства открыта выставка одесской художницы Оксаны Мась, организованная совместно с Айдан-галереей. Называется она MAS, что не случайно. Как не случайно и сотрудничество артинституций -- благодаря персональной выставке в Айдан-галерее (2004) имя украинского автора стало известно в Москве. Нынешняя коллекция работ гораздо больше прежней, поэтому под нее и был отведен третий этаж музея на Петровке.

Теперь мы можем оценить всю многогранность творческого дарования художницы. Оксана Мась не ограничивается репродуцированием единственной художественной техники, но постоянно экспериментирует, ищет наиболее адекватные своим идеям и чувствам техники и стили.

Знакомая по выставке 2004 года монохромная техника (масляные краски и карандаш на холсте), отсылающая к эстетике черно-белой фотографии, представлена работами из серии «Ч/б реверс». Сюжет этих картин -- «случайные» городские зарисовки. В некоторых более насыщенным цветом выделен привлекший внимание художницы объект, что создает эффект «фокусировки», дополнительно сближающий эти работы с фотографией.

Художественные решения серии «Драйв» напоминают об экспрессионизме. Расплывающиеся пространства, пульсации и вспышки цвета очень близки на формальном уровне творчеству немецких анархистов от искусства, однако лишены бунтарской составляющей. Несколько полотен на всю высоту стены, расположенные по периметру одного из залов, иллюстрируют стремительность ритма сегодняшней жизни, «смазанность» восприятия окружающего мира и невозможность уловить, зафиксировать образ.

Отмеченные американским критиком Люси Липпард особенности женского творчества («однородная текстура, повторяемая до одержимости; преобладание округлых форм; слои и напластования; неуловимая неопределенность исполнения») точно характеризуют серию «Нанятые видеть сны». На прозрачной пленке, расположенной в несколько рядов по всему залу, один слой за другим, изображены повторяющиеся, владеющие сознанием спящего красочные образы. Пленка не обрывается у пола, а лежит рулоном, намекая, что она и дальше будет раскручиваться -- будет разворачиваться сон.

Помимо живописных вещей в музее представлены и объекты. Например, серия «Пересадка сердца» -- обтянутые дорогой кожей и инкрустированные драгоценными металлами двигатели роскошных автомобилей (Mazda, BMW, Jaguar и др.) -- балансирует на грани хорошего вкуса и пошлости, произведения искусства и дизайна. Серия объектов «Феномен эпидермизма» отчетливо провокационна. Работы представляют собой автомобильные колеса, покрышки которых стилизованы под грубо сшитые между собой куски человеческой кожи. Обеспечивающие сцепление с дорогой узоры на шинах выполняют части человеческих тел: пальцы рук и ног, носы и проч. Художественно осмысливая понятие «чувство дороги», Оксана Мась дополнительно обыгрывает «кибернетические» эксперименты по соединению машины и человека.

Работы Оксаны Мась сосредоточены на формальных вопросах, связанных главным образом с использованием авторской техники. В процессе написания картины художница наносит несколько слоев лака, отчего возникают характерные потеки, схожие с тающей при высокой температуре мазью. Ироничным выходит проекция уникального приема на самопозиционирование художницы (Мась нисколько не опровергает сведения о себе как об успешном, лишенном комплексов и материальных проблем и «свободном и безразличном к прессингу художественного рынка» авторе). Не возникает и тени сомнения, что у Оксаны Мась все «на мази».

Алексей МАСЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Выставки