Время новостей
     N°211, 14 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2008
Презентация безопасности и солидарности
Еврокомиссия представила план действий по снижению энергозависимости
Накануне стартующего сегодня саммита Россия--ЕС Москва и Брюссель по сложившейся традиции укололи друг друга на энергетическую тему. С российской стороны демонстративно шел диалог с производителями газа и доносились угрозы отказаться от строительства газопровода «Северный поток». А европейские чиновники, в свою очередь, с удвоенной энергией агитировали Турцию и Азербайджан за скорейшее начало реализации проекта «Южный газовый коридор». Кроме того, вчера они опубликовали План действий ЕС в сфере энергетической безопасности и солидарности. По мысли Еврокомиссии, этот документ должен стать практической основой для достижения амбициозной цели -- так называемой «20-20-20» (снижение к 2020 году на 20% выбросов углекислого газа, уменьшение удельного спроса на энергоресурсы на те же 20% и увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем топливном балансе до 20%). И трудно не заметить, что этот план направлен «в обход России».

Презентуя план действий по энергетической безопасности и солидарности, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (на снимке) заявил: «Цены на энергию в Европейском союзе в прошлом году выросли в среднем на 15%. Европа импортирует 54% от необходимого ей объема энергоресурсов, что обходится в 700 евро с каждого гражданина ЕС. Мы должны вплотную этим заняться, принять меры по увеличению нашей энергоэффективности и снижению нашей зависимости от импорта. Мы должны инвестировать и дивесрифицировать». По его словам, предложенные документы -- «недвусмысленное подтверждение желания Комиссии гарантировать безопасные и стабильные поставки энергии», они помогут «реализовать критически важные ориентиры «20-20-20» по борьбе изменением климата». Планируется, что до конца этого года стратегию «20-20-20» утвердят Совет Европы и европейский парламент.

Среди действий есть меры по развитию хранилищ нефти и газа, разработке антикризисных механизмов, повышению эффективности энергопотребления и более полному использованию собственных ресурсов. Впрочем, прежде всего это действия по ограничению потребностей в импорте российского газа. А развитие отношений с Россией -- крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу (26% потребляемого газа и около половины от импортируемого) -- находится за пределами главных приоритетов. Они вписаны в общий набор целей и задач по улучшению международного энергетического сотрудничества. В одном ряду с укреплением связей с африканскими странами, налаживанием диалога с ОПЕК, а также более тесного контакта с другими развитыми странами -- потребителями энергоресурсов -- Австралией, Канадой, Японией и США.

Брюссель отмечает необходимость для обеих сторон подготовить новое соглашение о сотрудничестве и партнерстве вместо того, что было подписано в 1997 году. Но перед этим жестко отмечается, что все договоренности с поставщиками могут быть достигнуты только на энергетическом законодательстве ЕС и принципах Энергетической хартии. Кроме того, в тексте плана действий говорится, что в рамках переговоров необходимо выйти на реформу и либерализацию внутренних энергетических рынков России, обеспечить стабильность и предсказуемость спроса на российский газ в Европе и определить правила инвестирования «Газпрома» (и других компаний) в системы распределения и сбыта газа в ЕС.

В рамках более активной внешней энергетической политики особняком поставлены углубление связей с Норвегией, которая, не являясь членом ЕС, входит в единое экономическое пространство Европы. Также оговаривается расширение деятельности южноевропейского Энергетического сообщества. Это международный процесс по постепенному распространению энергетических правил Евросоюза на республики бывшей Югославии, которые еще не приняты в ЕС. Как говорится в плане действий комиссии, в ноябре начаты переговоры о вовлечении туда важных транзитных стран -- Украины, Молдавии и Турции. «Стратегия по Белоруссии (которую Брюссель до последнего времени игнорировал из-за режима Александра Лукашенко. -- Ред.) должна строиться с учетом важности этой страны как соседа и транзитера», -- говорится в документе Еврокомиссии.

Основным направлением по снижению энергозависимости и повышению солидарности брюссельские чиновники считают развитие инфраструктуры. Для этого, по мнению авторов документа, необходимо реализовать шесть стратегических инициатив. Это и объединение энергосистем балтийских стран и западных соседей, и разработка в 2009 году подробного плана по строительству мощностей для приема сжиженного газа, и развитие подводной системы электрических кабелей в Северном море, и ряд других. Но «наибольший приоритет» отдан проекту организации «Южного газового коридора» по доставке в Европу голубого топлива из Азербайджана, Туркменистана, Ирака и Египта транзитом через Турцию. Речь, как известно, идет о строительстве газопроводов по дну Каспийского моря из Туркмении в Азербайджан (Транскаспийская труба) и Nabucco (с турецкой территории в Австрию). Чтобы ускорить вялотекущее обсуждение этих проектов, Брюссель предлагает рассмотреть возможность создания специальной компании Caspian Development Corporation (Каспийская разрабатывающая корпорация). Как рассказал в своем блоге еврокоммисар по энергетике Андрис Пиебалгс, в ходе недавнего визита в Анкару и Баку, где он занимался продвижением «Южного газового коридора» (см. «Время новостей» от 10 ноября), он имел возможность презентовать идею корпорации властям Турции и Азербайджана. «Они сказали, что в ней есть перспективное поле для рассмотрения», -- утверждает чиновник, провозглашая, что «теперь дверь для восточного газа открыта». Правда, пока абсолютно не ясны ни сроки, ни принципы учреждения предлагаемой структуры, ни состав участников, ни гарантированный объем газа. В представленном вчера плане действий Еврокомиссии говорится, что Caspian Development Corporation может работать только «в полном соответствии с правилами о конкуренции и другими нормами ЕС». То есть никаких преференций эта структура получить не должна по сравнению с другими участниками рынка.

Непонятно также, чем именно должна заниматься будущая CDC. Ведь, как известно, главная проблема «Южного коридора» -- это отсутствие гарантий поставок газа. Г-н Пиебалгс рассчитывает, что в него пойдет газ со второй фазы разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». По его словам, это максимум 13--14 млрд кубометров в год начиная с 2013-го. Между тем, пропускная способность Nabucco равна 27--31 млрд кубометров, так что строить трубу под столь скромные гарантии нецелесообразно. До Ашхабада, на ресурсы которого в Брюсселе всерьез надеются, еврокомиссар в этот раз не доехал, хотя собирался. Однако руководство Туркменистана всегда декларировало, что готово вести разговор о продаже газа на границе страны. Если предположить наличие необходимых ресурсов для обеспечения уже взятых Ашхабадом экспортных обязательств, то получается, что все риски по строительству Транскаспийского газопровода, включая политические (нерешенность статуса Каспия, напряженность вокруг Ирана и прочие), должна взять на себя Caspian Development Corporation или еще какая-то уполномоченная структура. А ведь есть еще амбиции Турции, которая не только хочет быть транзитером, но и иметь право перепродажи части газа на европейских рынках. Разговоры о поставках из Ирака принимать всерьез вообще не стоит, учитывая военное положение в стране и напряженность на турецко-иракской границе в связи с проблемой Курдистана.

Пока пути решения этих проблем по-прежнему остаются в тумане. Заметен только очередной виток политической активности. Вслед за г-ном Пиебалгсом в Баку приехал министр энергетики США Сэмюэл Бодман, чтобы принять сегодня участие в энергетическом саммите, приоритетами которого станут проекты по доставке газа Каспия в Европу в обход России, а также проект нефтепровода Одесса--Броды--Плоцк--Гданьск. «США поддерживают любой новый проект, направленный на обеспечение энергобезопасности Европы. Такие проекты, как Nabucco, Транскаспийский газопровод могут дать большой толчок для обеспечения глобальной энергобезопасности, -- цитирует Reuters слова г-на Бодмана. -- Несомненно, что при правильном управлении энергетический потенциал этого региона обеспечит серьезный экономический рост для народов, живущих в нем, и для инвесторов». Министр предложил также услуги американских консультантов странам каспийского региона.

Алексей ГРИВАЧ
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз