Время новостей
     N°210, 13 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2008
Алексей Горшков: Из любой ситуации надо извлекать позитив
В связи с уходом первой танцевальной пары России Оксаны Домниной и Максима Шабалина к новым наставникам тренер спортсменов Алексей Горшков остался без учеников. Решить проблему можно было двумя способами -- найти работу за рубежом, а такие предложения поступали, или остаться в России и начать тренировать молодых спортсменов. Горшков предпочел второе, не уехал с катка подмосковного Одинцова, который фактически превратился в международный спортивный центр по подготовке фигуристов. О своих новых подопечных, о перспективных планах Алексей ГОРШКОВ рассказал корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ.

-- Алексей Юрьевич, в этом сезоне вы начали тесно сотрудничать с тренером Николаем Морозовым, который работает в США. Когда и как это произошло?

-- Летом, после того как стало известно, что Оксана Домнина и Максим Шабалин решили работать с Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым, я оказался в довольно непростой ситуации. Как пишут в книгах, передо мной встали два исконно русских вопроса -- кто виноват и что делать? Тему «виноватых» я не стал рассматривать и решил сосредоточиться на второй проблеме.

Конечно, было трудно все начинать заново, ведь пока Домнина и Шабалин тренировались в России, все силы нашей команды были брошены на их подготовку к Олимпийским играм. Поэтому никаких других спортсменов, в том числе более юного возраста, мы не брали к себе в ученики. Все внимание было уделено лидерам, и о завтрашнем дне никто фактически не задумывался. Но этим летом нас поставили перед фактом -- спортсмены ушли. Естественно, это было сложно и неприятно. Но я так устроен, что из любой ситуации стараюсь извлечь максимум позитива. Поскольку предстоящая Олимпиада в Ванкувере уже не имела для меня принципиального значения, то надо было строить планы на будущее. И в этот момент последовал ряд предложений, в числе которых и от Николая Морозова. Он объяснил, что в связи с его колоссальной загруженностью у него не всегда хватает времени, чтобы полноценно тренировать танцоров. Не для кого не секрет, что Морозов сейчас является одним из самых востребованных тренеров в фигурном катании. Помимо танцевальных дуэтов он много работает и с одиночниками. В его группе готовятся Микки Андо и Фуми Сугури из Японии, американские, итальянские спортсмены. Понятно, что сопровождать одних на соревнованиях и одновременно тренировать других чрезвычайно тяжело. Поэтому Николай и предложил мне помочь ему готовить танцевальные дуэты. Пары, надо отметить, очень достойные и перспективные, и я с удовольствием согласился.

-- Во что это вылилось на практике?

-- Это согласие практически означало, что я и хореограф Сергей Петухов будем готовить танцевальные дуэты Николая Морозова. Да, мы приняли решение тренировать иностранных спортсменов, потому что с уходом отечественных лидеров на катке в Одинцове сложилась ситуация, что начинающим молодым спортсменам не за кем стало тянуться. А ведь только рядом с сильными профессионалами, в конкуренции с ними, пока пусть даже и несколько виртуальной, потому что по возрасту мои нынешние ученики не идут в сравнение с иностранцами, возможны дальнейший рост и развитие спортсменов. Было решено, что в зависимости от соревновательного графика тех или иных фигуристов мы будем совмещать работу в России и за рубежом.

На данный момент в Одинцове тренируется уже несколько танцевальных дуэтов. Это первая японская пара Кейт Рид и Крис Рид; танцоры, выступающие за Азербайджан, американка Кристин Фрезер и Игорь Луканин. Любопытно, что Игорь в свое время начинал тренироваться у меня в Свердловске. Готовится у нас и венгерский дуэт Нора Хоффманн -- Максим Завозин. Последний с американкой Морган Мэтьюс некоторое время назад выступал за США. В представлении этот молодой человек, думаю, не нуждается. Он из семьи фигуристов. Его родителей, Елену Гаранину и Игоря Завозина, наверняка помнят поклонники нашего вида спорта. Кстати, в тот год, когда Завозин и Мэтьюс стали чемпионами мира среди юниоров, они большую часть подготовки провели в Одинцове.

Консультировали мы и первую украинскую пару Анна Задарожнюк -- Сергей Вербилло, а также других танцоров. Если говорить об «одиночниках», то на этой неделе в Одинцово приехали две японские спортсменки -- Фуми Сугури и Микки Андо.

Иными словами, одинцовский каток фактически превратился в международный центр по подготовке фигуристов. И здорово, что не тренеры, а спортсмены стали приезжать тренироваться в нашу страну. Это как раз то, о чем в свое время говорили и о чем мечтали наши ведущие тренеры Татьяна Тарасова, Елена Чайковская и другие. Я более чем уверен, что в такой ситуации есть очень много плюсов для отечественных спортсменов, которые только стремятся выйти на высокий уровень.

-- С кем из российских пар вы сейчас работаете?

-- В основном это молодые танцоры Евгения Косыгина -- Сергей Мозгов, которые только в этом сезоне предстали перед широкой публикой, Ангелина Телегина -- Виктор Адоньев, перешедшие к нам от тренеров Ирины Жук и Александра Свинина.

-- Вы ничего не сказали о вашей паре Мария Монько -- Илья Ткаченко. Какова ее судьба?

-- С этого сезона этот дуэт распался. Проблема в том, что когда ребята вышли на более высокий уровень, то Маша не смогла справиться с тем объемом работы, нагрузок, который ей предлагался. Возможно, что причина была в психологическом состоянии спортсменки, которая не смогла выдержать тот груз ответственности, который начал на нее давить. Она честно призналась, что не может тренироваться в таком режиме, и Илья Ткаченко остался без партнерши. Мы пробовали его с разными фигуристками. Но остановили выбор на американке Изабелле Тобиас, которая в прошлом сезоне выступала за Грузию. Кстати, это лишний раз подтверждает, что мировое фигурное катание не имеет границ, и это, действительно, здорово.

С этой парой мы отважились на эксперимент. Если вы помните, когда-то легендарный Станислав Жук создавал дуэты в парном катании, где был высокий партнер и маленькая партнерша. В таком тандеме фигурист мог исполнять элементы более сложные, другого уровня, то есть брал инициативу на себя. Так вот и мы хотим попробовать что-то подобное перенести в танцы на льду, потому что еще не совсем понятно, какие перемены нас ждут после Олимпиады в Ванкувере. При этом замечу, что американская партнерша уже высказала желание выступать за Россию, но для этого надо решить вопрос с ее новым гражданством. Изабелле очень нравится у нас. Но так как она в прошлом сезоне выступала за другую страну, то в течение этого года пара не имеет права участвовать в международных соревнованиях.

-- Прошли три этапа Гран-при, как вам выступление танцевальных пар?

-- Я бы воздержался от комментариев по поводу катания Оксаны и Максима, потому что мое мнение о прежних учениках будет восприниматься как субъективное. Я летал в Сиэтл на первый этап серии «Скейт Америка» и наблюдал за соревнованиями непосредственно на месте. Но любому человеку, который разбирается в фигурном катании, достаточно изучить протоколы, чтобы вникнуть в ситуацию. Откровенно говоря, некоторые результаты меня удивили. Так, при чистом прокате оригинального танца американский дуэт Танит Бельбан -- Бенджамин Агосто проиграли англичанам сестре и брату Керр. Это произошло впервые. При том, что англичане и французы откатались в этом танце не блестяще. Когда американцы тренировались у Игоря Шпильбанда, то получали за элементы надбавки плюс два. А сейчас этого нет и в помине. Конечно, это только начало сезона, и ситуация может измениться.

-- С Оксаной и Максимом вы поддерживаете отношения?

-- Когда они приезжали осенью в Москву, то поблагодарили меня за проделанную работу. Потом мы встретились, поговорили. Словом, я к ним отношусь хорошо.