Время новостей
     N°214, 19 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2008
Лейся, песня
Российские продавцы музыки готовы полностью отказаться от защиты записей в Интернете
В ближайшее время в онлайн-магазинах продукция крупнейших звукозаписывающих студий будет переведена в доступный для всех MP3-формат. Защищенным с помощью DRM записям в России пришел конец.

DRM -- технический термин, представляет собой совокупность методов, разработанных с целью сделать физически невозможным нелегальное копирование цифрового аудио и видео. Из-за DRM файл бывает невозможно записать на CD или перенести в память компьютера. Бывают и такие случаи, когда трек с защищенного диска можно воспроизвести на компьютере, но нельзя добавить в библиотеку MP3-плеера или воспроизвести на плеере неугодной правообладателю марки. Иногда DRM ограничивает возможность воспроизведения записи определенным временем. Один из примеров работы DRM -- технология FairPlay от Apple, активно применявшаяся до апреля 2007 года. FairPlay не позволяла владельцам плееров iPod покупать цифровую музыку в каких-либо других онлайн-магазинах, кроме iTunes Store. Для хакеров преодоление DRM, как показывает опыт, проблемой не является. С неудобствами, доставляемыми защитой от копирования, сталкивались главным образом легальные пользователи.

По словам генерального директора звукозаписывающей компании Universal Music Russia Дмитрия Коннова, решение об отказе от DRM в России является вынужденной мерой: DRM просто-напросто мешает продажам музыки. В будущем весь каталог Universal Music в России будет переведен в незащищенный формат. "Покупатели нашей продукции могут теперь выбирать: пользоваться ли им защищенным или незащищенным контентом. И скорее всего к финальному потребителю будет приходить только незащищенный контент. По мнению наших партнеров -- интернет-магазинов, это позволит увеличить продажи на 80%", -- говорит г-н Коннов.

Universal Music не единственная звукозаписывающая компания, которая решила пойти навстречу покупателям. "Некоторые наши партнеры, например, компании Gala Records и Digital Access, уже начали переводить свои каталоги из формата с DRM в MP3. В ближайшее время к ним должны присоединиться и другие", -- уверена генеральный директор музыкального интернет-магазина Soundkey Соня Соколова. По ее мнению, "DRM в России пришел конец".

Это вовсе не следствие специфики российского рынка -- он развивается в соответствии с глобальной тенденцией. Одной из первых от DRM отказалась Apple. В апреле 2007 года компания предложила потребителю музыкальный сервис iTunes Plus, предназначенный для онлайн-торговли музыкой высокого качества без DRM-защиты. Стоимость трека в iTunes Plus составляла 1,29 долл., в то время как защищенные музыкальные файлы стоили в магазине iTunes 0,99 долл. Именно до такого уровня -- 0,99 долл. -- опустились цены в iTunes Plus к октябрю того же 2007 года. Незащищенная музыка, следовательно, вполне выгодный товар.

30 сентября этого года Yahoo отключила DRM-сервер своего музыкального магазина Unlimited Music Store (здесь можно было слушать музыку только онлайн), заблаговременно предупредив об этом своих пользователей и предложив им в качестве компенсации загрузить любимые композиции в MP3-формате.

На рынке цифровой музыки в точности сбывается суждение профессора Высшей школы экономики, идеолога онлайн-проекта ImhoNet, последовательного и конструктивного критика система защиты авторских прав в ее нынешнем виде Александра Долгина: "Нужно ли вмешательство государства там, где возможно регулирование рыночными методами? В музыке мы видим такую саморегуляцию. Чем больше снижаются доходы музыкантов от продажи дисков, тем больший доход приносят живые концерты. Бизнес-модель меняется, но артисты продолжают зарабатывать".





Подготовлено совместно с iToday.ru

Ольга ФЕДИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»