Время новостей
     N°210, 13 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2008
Нужна ли России база на "острове блаженства"?
Подлинная история советской военно-морской стоянки у Сокотры
Рассуждения о планах Москвы обзавестись военно-морскими базами за пределами страны пополнились еще одним -- сегодня мы якобы проявляем интерес не только к сирийскому порту Тартус, но и к йеменскому острову Сокотра. В России о Сокотре только недавно узнали как о месте паломничества экотуристов. А вот в советские времена остров был хорошо знаком прежде всего нашим военным (и автору этих строк в их числе). Название острова нередко мелькало и в западной прессе, когда поднимался шум по поводу "советского военного присутствия" в регионе Красного моря и Африканского Рога.

Многие и сегодня -- за границей и у нас -- уверены: важная советская база здесь была! Как была советская база в Бербере, на северном побережье Сомали. Оставив в 1977 году Берберу, СССР потерял оборудованный им крупный порт -- место захода и стоянки боевых кораблей, важный узел связи (его удалось перебросить в окрестности Адена, в тогдашний Южный Йемен), станцию слежения, хранилище для тактических ракет, а также крупное хранилище топлива и жилые помещения на полторы тысячи человек.

Однако советские военные корабли и до разрыва в 1977 году наших отношений с Сомали предпочитали заходить не в порт Бербера, а бросать якорь северо-восточнее -- у берега йеменского острова Сокотра в том же Аденском заливе. При этом на Сокотре не было не то что порта, а даже причалов. Не было хранилищ и береговых сооружений, не было советских аэродромов или центров связи и вообще чего-то подобного. И все же в феврале 1976 года американская разведка отмечала: "Хотя советские боевые корабли, подводные лодки и самолеты могут останавливаться в Бербере, мы их там наблюдаем не в большом количестве. Советские корабли в основном стоят на якоре вблизи острова Сокотра у входа в Аденский залив, и, по-видимому, эта практика продолжится". Это, действительно, продолжилось и после того, как в ноябре 1977 года отношения между Сомали и СССР были разорваны, и советская база в Бербере перестала существовать.

Считается, что название острова Сокотра произошло от словосочетания «остров блаженства» на древнем индийском языке санскрит. В истории Сокотры, если верить средневековым арабским источникам, была лишь одна удачная попытка устроить на острове "базу": Александр Македонский переселил сюда часть жителей из разрушенного его отцом греческого города Стагир. Великий Аристотель посоветовал своему воспитаннику наладить заготовку на Сокотре лучшего в мире алоэ. Арабы полагали, что потомки тех древних греков и приняли христианство, когда Сокотру в 52 году нашей эры посетил апостол Фома. По преданию, он потерпел кораблекрушение у берегов острова по пути в Индию и проповедовал среди местных жителей. В результате остров долгое время, по-видимому, до конца XVI -- начала XVII века, был самым южным форпостом христианства. Затем все население перешло в ислам.

Под предлогом защиты христиан от мавров Сокотру в 1507 году захватили португальцы. Но через четыре года они бросили остров, где не было ни одной глубоководной гавани, ни одного города. И ничего, что можно было бы превратить в золото. Англичане появились у Сокотры в самом начале XVII века в связи с созданием Ост-Индской компании. Их корабли, судя по сохранившимся судовым журналам, стояли в бухтах Хаулаф и Дилишия -- там же, где потом на рейде будут стоять корабли Восьмой оперативной эскадры советского Тихоокеанского флота.

Профессия военного переводчика-арабиста предоставила автору возможность многократно бывать и работать на Сокотре в 1976--1980 годах. Тогда большие десантные корабли советской эскадры помогали руководству Южного Йемена доставлять на остров, отрезанный от всех благ цивилизации, народнохозяйственные грузы. В декабре 1977 года на Сокотру была переброшена южнойеменская механизированная бригада в полном составе. Ее транспортировку (мне также довелось в этом участвовать) осуществлял советский большой десантный корабль.

Была доставлена на Сокотру и рота танков Т-34 из состава бригады: старые даже по тем временам танки предполагалось установить в окопах на берегу на важных направлениях. Так что сегодняшние туристы ошибаются, принимая встречающиеся вдруг на побережье боевые машины, участвовавшие еще в Великой Отечественной войне, а в начале 1970-х поставленные Народной Демократической Республике Йемен, за следы пребывания здесь "советской военной базы".

В последующие годы ситуация вокруг Сокотры не изменилась. Правда, была предпринята попытка построить в бухте Хаулаф пункт маневренного базирования для йеменского флота, но дальше проекта и гидрологических изысканий она не продвинулась: в случае начала строительства машины, оборудование, стройматериалы и почти весь штат работников пришлось бы везти из Советского Союза. И строить тоже на свои деньги.

В мае 1980 года на Сокотре прошли уникальные совместные советско-южнойеменские учения (объединение Южного и Северного Йемена состоялось в мае 1990 года) с высадкой морских десантов на северное побережье. По легенде, морской десант с кораблей должен был "освободить" остров от захватившего его "противника". Йеменский гарнизон Сокотры (включая двух советских специалистов и переводчика) и местное народное ополчение, напротив, должны были оборонять побережье острова от "неприятельского десанта".

Мне довелось наблюдать высадку нашего десанта с берега, с командного пункта обороняющихся. Картина была впечатляющей, тактика действий кораблей и формирующихся на плаву десантных волн -- безупречной. И что удивительно: весь горизонт был просто уставлен невесть откуда взявшимися танкерами и торговыми судами иностранных государств, будто согласно заранее купленным билетам!

Сокотре и повезло, и не повезло одновременно. Этот совершенно уникальный осколок древнего материка Гондвана сохранил для человечества более 800 тыс. реликтовых растений, около двух сотен видов птиц. В прибрежных водах обитает более 700 видов рыб, три сотни видов крабов, лангустов и креветок. В прибрежных водах встречаются более двух с половиной сотен рифообразующих кораллов. В июле 2008 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внес архипелаг Сокотра (остров Сокотра и все прилегающие к нему йеменские острова, два из которых также обитаемы) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это еще более усиливает внимание йеменского руководства к сохранению экологии архипелага и поддержанию признанного за ним теперь важного и престижного статуса, призванного обеспечить и существенную иностранную помощь.

Другое дело, что Йемен, как и прежде, заинтересован в укреплении своего суверенитета над удаленным архипелагом. Особенно сейчас, когда вблизи Сокотры так резко возросла активность морских пиратов из соседнего, раздираемого гражданской войной Сомали. Для борьбы с ними в Аденском заливе уже сосредоточены боевые корабли США, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Германии, Нидерландов и даже Индии и Малайзии. В конце октября российский сторожевой корабль «Неустрашимый», пополнив запасы воды и продовольствия в йеменском порту Аден, также отправился к берегам Сомали обеспечивать безопасность российского судоходства.

В такой ситуации традиционные якорные стоянки возле Сокотры, памятные еще с советских времен, могут пригодиться и российским кораблям. С одной стороны, это отпугнуло бы морских террористов, за которыми может стоять «Аль-Каида», а с другой -- демонстрация российского флага уравновесила бы мощное западное присутствие в этих водах. А вот «советской военной базы» -- ни военно-морской, ни военно-воздушной или ракетной, что бы там ни говорили, на острове Сокотра не было. Да и не могло быть.

Владимир АГАФОНОВ, военный переводчик-востоковед