Время новостей
     N°143, 10 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2000
На выборы пустят только партии
Власть поможет им деньгами
К следующим думским выборам общественно-политические движения допущены не будут. В избирательном марафоне смогут участвовать только партии. Так во всяком случае считает Центризбирком, уже подготовивший соответствующие поправки в избирательное законодательство. В пакете с поправками ЦИК заканчивает разрабатывать еще и законопроект о партиях, которого в России до сих пор нет. Глава ЦИК Александр Вешняков надеется, что проект закона поступит в Думу уже до конца этого года. О его концепции корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ рассказала член ЦИК Елена ДУБРОВИНА.

-- Зачем отлучать движения от выборов? Ведь российское общество еще не стало гражданским. Значит, полноценных партий в нашем обществе пока нет. И они вряд ли появятся, если движениям закрыть вход в политику.

-- Пока мы будем ждать превращения российского общества в гражданское, демократические институты и сама идея демократии будут дискредитированы. А если демократия обществу без надобности, то оно вряд ли когда-нибудь станет гражданским.

-- Чем же движения успели так насолить демократии?

-- Своим участием в выборах. Зарегистрировать всероссийское движение несложно. Нужно иметь отделения минимум в 45 регионах, а региональное отделение вправе учредить три человека. Остается только назвать себя общественно-политическим движением, вписать в уставные цели строку о «формировании политической воли граждан» и любая «диванная» партия получает право на участие в выборах.

-- Но ведь избиратель не дурак. Сколько «диванных» партий участвовало в минувших выборах, однако ни одна из них ни разу в Думу не попала -- за них почти никто не голосовал.

-- Но зато все пользовались бесплатным эфирным временем, бесплатными газетными площадями. За казенный счет.

-- Денег жалко?

-- Жалко. Пусть эти деньги достаются тем, кто действительно «ходит в народ», чтобы завоевывать сторонников своей идеологии, тем, кто намерен идти во власть, а не просто «формировать политическую волю граждан». Наличие идеологии, нацеленность на вхождение во власть -- это и есть отличительные черты, которые мы учли, формулируя в законопроекте понятие «партия». Региональных, межрегиональных партий не будет. Только всероссийские, имеющие отделения в половине субъектов федерации. То есть как минимум в 45. При этом в каждом региональном отделении должно быть не менее 200 партийцев. Итого, 9 тысяч членов -- минимальная численность для партии.

-- Не многовато ли? Нынешняя норма -- 5 тысяч -- унаследована из советского всесоюзного закона. Население России почти в два раза меньше населения бывшего СССР. А вы удваиваете норму?

-- Вы не забыли, в каких условиях возникла советская норма? Страна еще только переходила к многопартийности. Прошедших лет, по-моему, было вполне достаточно, чтобы «новорожденные» партии смогли окрепнуть и обойтись без «льготы» на численность. Правда, у нас в рабочей группе был еще один вариант -- 4,5 тыс. членов. Но после обсуждения проекта с лидерами думских фракций, с главами профильных комитетов Думы мы остановились на 9 тыс.

-- Ну, разумеется. Эти партии уже состоялись, вошли во власть. Конкуренты им не нужны.

-- Конкуренты у них будут всегда. Поскольку закон о партиях не отменяет закона об общественно-политических объединениях. Нет у вас девяти тысяч -- создавайте движение и «формируйте политическую волю граждан» так, чтобы они захотели вступить в вашу организацию. Кстати, и состоявшиеся партии не смогут почивать на лаврах. Если ряды партии вдруг поредеют настолько, что в ней не насчитают девяти тысячи человек, то Минюст обязан ставить перед судом вопрос о ее ликвидации.

-- И все же таких конкурентов, каким год назад стал «Медведь», у нынешних партий не будет никогда, если ваш проект получит силу закона.

-- Что ж тут плохого?

-- Вы помните, как разворачивались прошлогодние события? Еще летом про «Медведя» в стране никто не знал. А к декабрю созданный им блок «Единство» стал фаворитом гонки. Избиратели проголосовали за новую силу, поскольку предпочли ей состоявшиеся партии, у которых это была уже третья избирательная кампания. При тех законодательных новациях, которые вы предлагаете, новая сила не возникнет никогда.

-- А вы помните хоть одну партию или движение, которые создавали блок «Единство»?

-- Нет.

-- И я уже не помню, хотя занималась регистрацией этого блока. А помните, как «Медведь» стал фаворитом?

-- Партийный список возглавил министр Сергей Шойгу. И.о. президента Владимир Путин «как гражданин» высказался в поддержку «Медведя».

-- Вот такого больше не будет никогда.

-- То есть исполнительная власть будет избавлена от необходимости к каждым выборам выпекать новую «партию власти», подключая к выпечке административный ресурс?

-- Не «избавлена от необходимости», а лишена возможности. Не исключаю и того, что термин «партия власти» выйдет из употребления, поскольку исполнительной власти придется направлять финансовые ресурсы на поддержку всех партий. Из отдельной строки в расходной части бюджета. Партии -- составная часть политической системы государства. Поэтому государство должно их поддерживать.

-- Кто будет верстать смету этих расходов: Кремль, правительство или ЦИК?

-- Не «кто», а «что»: итоги выборов в Думу.

-- И сколько же партий мы сможем прокормить?

-- Четверть всей суммы, которую удастся заложить в бюджет на эти цели, будет поровну распределяться между всеми партиями. А три ее четверти -- между теми, кто пройдет в Думу и теми, кто наберет не менее 3%. Финансовая помощь будет зависеть от количества собранных партией голосов.

-- Одни голос -- один рубль?

-- Как вариант мы рассматривали возможность увязать определенное количество голосов с минимальным размером оплаты труда. Но в наших экономических условиях правильнее исходить из возможностей бюджета.

-- А если партия не участвует в выборах, то поддержка государства ей не полагается?

-- Если она не участвует в выборах, то ей не полагается быть партией. По решению суда, разумеется. В законопроекте это предусмотрено.

Виктор ХАМРАЕВ