Время новостей
     N°208, 11 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2008
Полную гарантию дает только страховой полис
Туроператоры по-разному оценили свою ответственность
Два наиболее влиятельных в России отраслевых объединения туристических компаний вчера почти одновременно созвали пресс-конференции по поводу внесенного в Госдуму законопроекта о десятикратном увеличении финансовых гарантий международной туроператорской деятельности. Российский союз туриндустрии (РСТ) высказался решительно против. Ассоциация туроператоров России (АТОР) выразила сожаление, что законопроект не может вступить в силу немедленно, а лишь через четыре-пять месяцев.

Проект об изменении формулировок статьи 17.2 федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внесенный руководителем подкомитета по страховому законодательству комитета по финансовому рынку Госдумы Александром Ковалем, предусматривает увеличение минимального размера финансовых гарантий деятельности туроператоров по международному туризму с нынешних 10 млн до 100 млн руб. На днях документ получил одобрение в комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству и вскоре будет рассмотрен парламентом в первом чтении. Как сообщил вчера президент РСТ Сергей Шпилько, эта профессиональная организация направила в Думу, а также президенту и премьер-министру России письмо с призывом не принимать предложенных поправок. Под воззванием также подписались руководители нескольких ведущих предпринимательских объединений страны (РСПП, «Опора России», ТПП РФ, КонфОП) и региональных туристических ассоциаций северо-запада России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

По мнению г-на Шпилько, «предлагаемая сумма в 100 млн руб. существенно превышает реальный объем ответственности большинства российских туроператоров перед потребителями и при этом составляет лишь 1--2% годового оборота крупнейших туристических компаний». Президент РСТ считает, что защита клиентов туристических компаний служит лишь предлогом для законодательной инициативы. А на самом деле фингарантии увеличиваются в интересах страховых компаний (в которых туроператоры страхуют свою ответственность), а также крупнейших туроператоров, стремящихся к переделу туристического рынка в свою пользу за счет мелких и средних конкурентов. «Если бы лоббисты поправок в закон действительно заботились о защите прав потребителей, то они бы думали, как увязать размер фингарантий с реальными объемами ответственности туроператоров -- упростили бы слишком сложную для туристов процедуру возмещения ущерба за счет средств финобеспечения и разработали бы механизм оперативного разрешения крупных потребительских конфликтов в сфере туризма», -- сказал г-н Шпилько.

Эти обвинения буквально час спустя, на другой пресс-конференции, были с возмущением отвергнуты представителями тех самых крупнейших национальных туроператоров, объединенных в АТОР. Вице-президент АТОР Владимир Канторович напомнил, что «в прошлый раз» (т.е. в конце 2006 -- начале 2007 года, когда утверждалась нынешняя редакция закона о фингарантиях) РСТ тоже говорил о переделе рынка. «Ну где вы видите передел рынка? -- риторически воскликнул г-н Канторович. -- Как тогда в реестре «Ростуризма» числилось примерно 5100 туркомпаний, так и сейчас столько же».

Г-н Канторович подчеркнул, что вопрос об укреплении гарантий становится особенно актуальным сейчас, когда на российском туристическом рынке проявились симптомы последствий мирового финансового кризиса. «Как говорил президент страны Медведев, это (кризис. -- Ред.) приведет к санации туристического рынка, что само по себе неплохо, -- подчеркнул вице-президент АТОР. -- Только хотелось бы, чтобы от этой санации не страдали туристы. Поэтому мы поддерживаем скорейшее увеличение фингарантий, чтобы защитить туристов, которые могут быть вовлечены в процесс санации».

В связи с этим он выразил сожаление, что обновленная версия фингарантий не сможет быть принята к исполнению немедленно после приятия поправок. Необходимо будет проделать большую работу по корректировке реестра туроператоров «Ростуризма», заключению новых договоров с банками и страховыми компаниями. «Думаю, на это уйдет месяца четыре», -- обратился г-н Канторович к руководителю «Ростуризма», президенту АТОР Анатолию Ярочкину. Чиновник ответил, что ему кажется более реалистичным срок в пять месяцев.

Михаил КУКУШКИН