Время новостей
     N°204, 01 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2008
Распределяй и властвуй
Москва против конкурсной системы заключения договоров аренды
Стремление столичных чиновников сохранить полный контроль за распределением арендных помещений настолько сильно, что они готовы добиваться внесения поправок в федеральное законодательство и даже спорить с российским правительством в Конституционном суде. Публично отказавшись участвовать в общероссийской кампании по так называемой малой приватизации (передача в собственность долгосрочным арендаторам ныне занимаемых площадей), руководители мэрии теперь намерены начать борьбу за отмену обязательных конкурсов при распределении сдающихся в аренду офисов. О том, что требования Федеральной антимонопольной службы, настаивающей на проведении конкурсов, не соответствуют интересам Москвы, заявил на днях глава комплекса земельно-имущественных отношений столицы Владимир Силкин.

Наступлению г-на Силкина на чиновников антимонопольного ведомства, как водится, предшествовала артподготовка из более серьезного калибра. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что новые правила перезаключения договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества на руку исключительно рейдерам и лоббистам их интересов. Г-ну Силкину оставалось лишь подтвердить, что вступившие в силу летом этого года новеллы закона «О защите конкуренции» лишили региональные власти права устанавливать какие-либо льготы для тех или иных претендентов на муниципальные офисы. Глава комплекса земельно-имущественных отношений города утверждает, что теперь «ни о какой поддержке приоритетных для города видов деятельности речи быть не может».

Ответственность за повальные отказы в пролонгации договоров аренды с предпринимателями Владимир Силкин возложил на ФАС и федеральное законодательство. «Теперь арендаторы, у которых истекает срок договора, согласно федеральному закону, могут получить право занимать это помещение только по итогам аукциона, -- пояснил он. -- А победит тот, кто больше всех заплатит». По подсчетам чиновника, уже в ближайшее время офисов могут лишиться порядка двух тысяч организаций социальной и бытовой инфраструктуры, образовательных и культурных учреждений. С молотка пойдут порядка 70 тыс. кв. м нежилых помещений, и далеко не все они достанутся малому и среднему бизнесу, о котором печется государство, у предпринимателей банально не хватит денег на выкуп офисов в собственность.

Напомним, что до сих пор в связи с ажиотажем на помещения во время так называемых специализированных конкурсов (конкурсов, например, только для малого бизнеса или для предприятий определенного вида деятельности) льготная стартовая цена аренды не только достигала рыночных показателей, но нередко на 30--40% их превышала. Поэтому одним из условий отказа столицы от льготной продажи малому бизнесу арендуемых помещений в пользу имущественного фонда города стало реформирование системы конкурсного распределения помещений с сохранением льгот. Но, судя по всему, Москве так и не удалось реанимировать систему льготирования малых предприятий при предоставлении права аренды с помощью закрытой формы подачи заявки, когда предприниматель свои предложения о цене лота подает в запечатанном конверте. «Сейчас это уже малоприменимо», -- посетовал Владимир Силкин, пояснив, что предоставление каких-либо льгот требует согласования ФАС. В антимонопольное ведомство необходимо предоставить целый ряд документов, в том числе о виде деятельности и объемах производства арендатора. «Мы этим заниматься не будем, это нереально», -- заявил г-н Силкин и подытожил, что, мол, таким образом федеральные власти «подталкивают Москву к продаже помещений».

Однако отказываться от стабильной по доходам аренды в пользу единовременной продажи в комплексе земельно-имущественных отношений по-прежнему не намерены. Напомним, что, как ранее заявляли в департаменте имущества города, из 2,5% доходов бюджета Москвы от управления имуществом 1,8% составляют поступления от сдачи в аренду офисных площадей. И если в этом году прибыль, полученная по договорам аренды, должна достичь 19 млрд руб., то льготная продажа имущества принесет казне не более 6,5 млрд. Аукционы, впрочем, по словам г-на Силкина, могут увеличить доходы от продажи до 48 млрд руб. «Но я как заместитель мэра обязан вести политику поддержки приоритетных видов деятельности», -- добавил он, не скрывая также, что городу важно сохранить «самостоятельность при определении приоритетов».

Москва, по его словам, уже подготовила пакет поправок в закон «О защите конкуренции» и надеется найти понимание у федеральных коллег. Именно с подачи московских чиновников, по словам г-на Силкина, в Госдуме уже рассматриваются поправки, позволяющие до 1 июля 2010 года продлевать аренду без торгов для малых предприятий. По его словам, этим занимается лично мэр Юрий Лужков. Правда, Федеральная антимонопольная служба уже вынесла отрицательный отзыв на предложенные столичными чиновниками поправки. В официальном ответе ФАС в мэрию говорится, что сохранение за местными органами власти права принимать решения о передаче государственного имущества без проведения конкурсов и торгов «противоречит национальному плану противодействия коррупции». И в мэрии рассчитывают на то, что градоначальнику удастся договориться с президентом. На крайний случай, по словам г-на Силкина, остается «институт Конституционного суда».

Судя по всему, позицию мэрии поддержат и в Мосгордуме. По крайней мере в беседе с корреспондентом «Времени новостей» советник заместителя председателя комиссии по экономической политике и предпринимательству городской Думы Виктор Вититинов не исключил того, что московские депутаты выступят с инициативой по внесению необходимых городу поправок в федеральное законодательство. По его словам, аукционные ставки аренды для большинства небольших компаний просто не под силу, и это «вопиюще несправедливо». В то же время городским властям представляется нецелесообразной и продажа малому бизнесу арендуемых помещений, как того требует федеральное законодательство. «Есть опасность, что в этом случае будут выдавлены, например, предприятия потребительского рынка и услуг, будет массовое перепрофилирование помещений», -- пояснил г-н Вититинов.

В городском бизнес-сообществе полагают, что декларируемая властями забота о малом и среднем предпринимательстве является декорацией, за которой стоит намерение чиновников сохранить контроль при распределении офисов в аренду. Как заявил «Времени новостей» эксперт из объединения «Опора России», председатель профсоюза предпринимателей московского региона «Лига свободы» Владлен Максимов, «в силу того, что городская система распределения аренды насквозь коррупционна, мы скорее за тот путь, который предлагают федеральные законодатели». По его словам, напрямую у города (то есть по «щадящим» ставкам) сейчас помещения арендуют в основном либо те предприятия, у которых есть административный ресурс, либо бизнесмены, напрямую афиллированные с московскими чиновниками. Получить доступ в муниципальный офис простому предпринимателю весьма сложно. «С одной стороны, правильно, что тот, кто вложил в помещение средства, должен иметь привилегии при перезаключении договоров аренды, но с другой стороны, сейчас прямая аренда у города имеет номенклатурный характер», -- считает г-н Максимов. Впрочем, по мнению московских предпринимателей, если даже совсем безвыходное положение и заставит городских чиновников продавать помещения, схему продажи тоже сделают максимально «эксклюзивной».

Юлия ХОМЧЕНКО