Время новостей
     N°202, 30 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2008
База для баз
Госдума ратифицировала договоры о сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией
Нижняя палата российского парламента вчера единогласно ратифицировала договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые от имени России подписал 17 сентября президент Дмитрий Медведев со своими коллегами -- президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и президентом Абхазии Сергеем Багапшем. Это завершающий этап процедуры признания двух республик, которые с начала 1990-х годов добивались независимости от Грузии. Россия объявила о признании их суверенитета 26 августа этого года, и пока ее примеру из всех государств земного шара последовала лишь далекая от Кавказа латиноамериканская республика Никарагуа.

Дело теперь за Советом Федерации. Спикер верхней палаты Сергей Миронов дал вчера понять, что сенаторы готовы поддержать депутатов так скоро, как только это возможно. «Ратифицируя эти договоры, наша страна дает понять мировому сообществу, что признание Абхазии и Южной Осетии -- это не элемент военно-политической игры, а выражение воли российского народа, поддерживающего дружбу с их народами на протяжении уже нескольких веков», -- пояснил г-н Миронов.

Строго говоря, о самом существовании Абхазии и Южной Осетии российский народ узнал никак не больше трех столетий назад. Сейчас социологи фиксируют довольно большой уровень поддержки мер российского правительства, направленных на поддержку Абхазии и Южной Осетии, но он тем не менее парадоксальным образом сочетается с высоким уровнем неприязни к выходцам с Кавказа вообще, без особого различия по странам и регионам.

Тем не менее можно уверенно предположить, что сенаторы будут столь же единодушны, как их думские коллеги, -- а после них наступит уже черед конкретных ведомств России, Южной Осетии и Абхазии, которые будут заключать межведомственные соглашения. Дело в том, что текст договоров, идентичных один другому, содержит лишь весьма общие положения о взаимной военной и экономической помощи, гарантиях безопасности, таможенного и паспортного режима, культурного обмена и даже межпарламентского сотрудничества. Договоры заключены на десятилетний срок и могут быть продлены, если ни одна из сторон к тому моменту не передумает.

Ключевой параграф содержится в ст. 3--6. В этих статьях Абхазия и Южная Осетия обещают России взаимодействовать с ней в деле защиты ее суверенитета и территориальной целостности. Абхазия и Южная Осетия готовы строить на территории России свои военные базы и помогать северному соседу, если на него нападут враги. Разумеется, такие же права получает и Россия. Представлявший договоры глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев политкорректно отметил, что «отношения между сторонами строятся как отношения между государствами независимыми, суверенными и равными».

Грешить против здравого смысла, впрочем, никто не собирается, и абхазские или югоосетинские военные базы в России пока останутся в теории -- в отличие от российских в Абхазии и Южной Осетии. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин вчера еще раз конкретизировал военные аспекты договоров: по его мнению, для поддержания мира и безопасности в республиках и недопущения повторения военного сценария урегулирования отношений со стороны Грузии будет достаточно разместить в Абхазии и Южной Осетии по российской бригаде численностью 3800 человек. В абхазском случае это не намного больше, чем число голубых касок, которые держала там Россия до августовской войны. В Южной Осетии несколько больше, но разница также не шокирует. Зато контингенты не будут уже стеснены никакими международными миротворческими мандатами, а будут действовать исключительно на основании ратифицированных договоров и соответствующих соглашений Сухуми и Цхинвали с Москвой.

Г-н Карасин не исключил, что численность военных в будущем может и сократиться -- если в приграничной с Грузией зоне будет достигнут достаточный уровень безопасности. «Мы обращаем внимание Евросоюза на то неблагополучное и взрывоопасное положение, которое складывается в зонах, приграничных Южной Осетии и Абхазии», -- сказал замминистра. Г-н Карасин намекнул, что российские войска, находившиеся в «буферных зонах» до начала октября, обеспечивали безопасность гораздо лучше, чем сменившие их евронаблюдатели, не способные помешать действиям грузинского спецназа, который, по словам замминистра, активизировался у границ республик.

Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев признал, что в вопросах Южной Осетии и Абхазии есть «известные разногласия между Россией и рядом зарубежных государств». Более того, "ряд зарубежных государств" даже с пониманием относится к позиции Тбилиси, где акт признания Южной Осетии и Абхазии считают оккупацией части грузинской территории. Но «моральная правда», по мнению г-на Косачева, все равно «на нашей стороне», и «мы убеждены в правоте своих действий».

Г-н Косачев считает, что своими решительными действиями и признанием Южной Осетии и Абхазии Россия «в первые, самые тяжелые дни конфликта спасла десятки, сотни, а может, и тысячи людей» -- хотя признание состоялось спустя почти три недели с момента начала боевых действий в Южной Осетии. Депутат-единоросс из Северной Осетии Арсен Фадзаев явно не поддерживает косачевский счет на десятки и сотни спасенных: вчера во время обсуждения договоров в Госдуме он заявил, что, по его мнению, признание независимости Южной Осетии спасло от полного уничтожения весь осетинский народ.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии