Время новостей
     N°59, 04 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2002
В Греции все есть
России будет трудно продать Афинам еще какое-нибудь вооружение
Российского министра обороны Сергея Иванова ждет в Афинах самый радушный прием. В ходе начавшегося во вторник официального трехдневного визита у него запланированы переговоры со всем высшим военно-политическим руководством Греции: от президента республики Константиноса Стефанопулоса и премьера Константиноса Симитиса до министра обороны Янноса Папандониу и греческого патриарха Христодулоса. Источники газеты «Время новостей» в российской делегации утверждают, что военно-политический блок предстоящих переговоров заведомо «обречен на успех», поскольку речь пойдет о проблемах, взгляды на которые у Москвы и Афин практически совпадают. Стороны завизируют двустроннюю программу сотрудничества оборонных ведомств на 2002 год, обсудят ход переговоров Россия--НАТО и обменяются мнениями по поводу проведения антитеррористической операции и видению глобальных проблем безопасности.

Куда большие сомнения вызывает предстоящее обсуждение перспектив военно-технического сотрудничества (ВТС). Москва очень рассчитывает на то, что ей удастся уговорить Афины продолжить масштабные закупки российского вооружения, однако это явно не входит в планы греческих военных.

На минувшей неделе российская оборонка завершила выполнение последнего крупного контракта для Греции. Тремя рейсами гигантских транспортных Ан-124 «Руслан» заказчику было отправлены четыре пусковые установки зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1» и два командных пункта противовоздушной обороны «Ранжир». Таким образом, концерн «Антей» полностью выполнил свои обязательства перед греческой армией в рамках заключенного в конце 1998 года контракта и последующего опциона на дополнительные закупки: Афины получили 31 «Тор» и восемь «Ранжиров» на общую сумму около 900 млн долларов. И хотя греки первоначально осторожно упоминали еще и о возможности второго опциона на 19 «Торов», в оборонном бюджете Афин такого рода расходы пока что не фигурируют. Впрочем, это отнюдь не свидетельствует о нежелании закупать конкретно российское вооружение: Греция сокращает и другие статьи своих оборонных расходов, масштабная программа перевооружения национальной армии, на которую в ближайшие пять лет планировалось потратить около 10 млрд долларов, сейчас подвергается пересмотру. В минувшем году страна уже либо отказалась от выполнения ряда амбициозных программ, либо перенесла их реализацию на более поздний срок: «секвестр» коснулся сроков предстоящих закупок новых «евроистребителей» Typhoon, танков и военно-морского вооружения. Серьезного успеха в торговле оружием с Афинами не удалось достичь даже в ходе декабрьского визита Владимира Путина в Грецию. Хотя российского президента и принимали здесь на ура, но единственное, чего он смог добиться в области ВТС, было туманное обещание его греческого коллеги г-на Стефанопулоса допускать российское вооружение к участию в греческих тендерах наравне с другими странами.

Тем не менее г-ну Иванову приказано Кремлем попытаться «сделать невозможное», поскольку греческий рынок вооружений слишком важен для российского ВПК. Не только в финансовом, но и в политическом плане. Пока что это единственная страна НАТО, которая получает наше оружие в таких объемах, причем Афины покупают у нас высокотехнологичную продукцию оборонки -- именно то, что Москва особенно усиленно продвигает на международный рынок. Правда, первые образцы отечественного оружия попали в Грецию окольными путями: советская бронетехника и боевые корабли были подарены грекам немцами в ходе ликвидации наследства Народной армии ГДР. А размещенные сейчас на Крите зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ-1 были закуплены у нас Никосией, но потом переданы грекам «во временное использование», чтобы не осложнять кипрский переговорный процесс. Однако последовавшие за этим закупки уже непосредственно у российских производителей зенитно-ракетных комплексов «Оса», «Тор» и десантных кораблей «Зубр» породили у России надежды на долгосрочные перспективы ВТС с Грецией, с которыми Москве сейчас очень не хочется расставаться.

Юрий ГОЛОТЮК