Время новостей
     N°200, 28 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.10.2008
Далай-лама
Лидер тибетских буддистов устал от несговорчивости Пекина
Духовный лидер тибетцев далай-лама заявил, что отказывается от дальнейших попыток добиться от Китая большей автономии для Тибета. Эти слова прозвучали в субботу -- менее чем через неделю после возвращения 73-летнего далай-ламы в его резиденцию в индийском городе Дхарамсала из Дели, где ему сделали операцию на желчном пузыре. Более того, он намекнул, что готов уйти со своего поста. Трудно припомнить, чтобы такое случалось с его предшественниками, получавшими титул в результате мистической религиозной процедуры поиска очередной земной реинкарнации бодхисатвы Авалокитешвары.

Ближайший помощник далай-ламы Тензин Такла вчера постарался прояснить грань между мирской и религиозной ипостасями проблемы. По его словам, в Индии с 2001 года действует избранное руководство Тибета в изгнании, тогда как далай-лама пользуется особым статусом «духовного наставника тибетцев», и «речи о его уходе нет». Далай-лама XIV сказал своим сторонникам: «Я долго и искренне придерживался «золотой середины» в подходе к отношениям с Китаем, но с его стороны не последовало никакого позитивного отклика. Что касается лично меня -- я сдаюсь». Эти слова прозвучали за несколько дней до намеченного на завтра начала восьмого раунда переговоров между представителями КНР и тибетского правительства в изгнании.

По словам г-на Таклы, Пекин не готов признать даже существования тибетской проблемы, власти Китая во всем винят далай-ламу, но тот не хочет быть «препятствием» на пути ее решения. Помощник далай-ламы пояснил, что в Тибете растет разочарование отсутствием прогресса в переговорах о расширении автономии с целью сохранения древней буддийской культуры. А потому далай-лама, которому становится все труднее следовать «срединным курсом», направил своему парламенту письмо с предложением созвать в ноябре специальное собрание тибетской общины в изгнании. Оно должно «посоветовать Его Святейшеству выбор действий на фоне непреклонной позиции Китая».

В марте этого года в Тибетском автономном районе КНР и близлежащих провинциях прошли массовые волнения тибетцев, приуроченные к 49-й годовщине антикитайского восстания, завершившегося эмиграцией далай-ламы. После силового подавления беспорядков Пекин обвинил «клику далай-ламы» в тайной подрывной деятельности и сепаратизме. Многие тибетцы поддерживают курс далай-ламы на мирную борьбу за расширение автономии Тибета, но есть и крупная организация, выступающая за независимость -- «Тибетский молодежный конгресс». Его лидер Цеванг Ригзин сказал вчера, что далай-лама своими откровениями «открыл глаза» тибетскому народу: «Мы не против «срединного курса» Его Святейшества. Но факт в том, что, обсуждая этот курс, Китай не искренен и никогда не был искренним». Замешательство усилило прозвучавшее на прошлой неделе заявление официального представителя правительства в изгнании Кармы Чеопхела о том, что далай-лама и ранее считал себя «наполовину находящимся в отставке», а теперь говорит, что «почти полностью ушел на покой».

Похоже, что далай-лама сталкивается с давлением не только Китая, но и экстремистских сил среди соотечественников. «Недавнее заявление далай-ламы можно объяснить прежде всего неважным состоянием его здоровья после операции и особенно мартовских нагрузок, когда он оказался в эпицентре политических страстей», -- сказал «Времени новостей» профессор МГИМО МИД России Сергей Лузянин. С другой стороны, «в высказываниях буддийского патриарха может быть скрыт некий компромиссный посыл: далай-лама -- возможно, временно -- отходит от дел, руководство буддистским миром переходит к фактически определенному Пекином панчен-ламе, но и уровень этого руководства снижается, так как панчен-лама «по рангу» уступает далай-ламе».

Напомним, что далай-лама провозгласил в 1995 году 11-м панчен-ламой шестилетнего мальчика по имени Гедун Чоки Ньима, которого впоследствии изолировали в неизвестном месте китайские власти. Под надзором Пекина была найдена альтернативная реинкарнация панчен-ламы -- Гьяльцен Норбу. Его воспитали в Китае в духе преданности партии и правительству, авторитет официального панчена среди верующих невысок. «Что касается тибетских, в частности молодежных, активистов из числа эмигрантов, то часть их пойдет по пути дальнейшей радикализации. Действия же остальных будут зависеть от степени убедительности увещеваний далай-ламы», -- заключил Сергей Лузянин.

Александр САМОХОТКИН