Время новостей
     N°196, 22 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2008
Колеса и гусеницы
Заказчикам нравится симбиоз военных брендов
Сегодня в российской оборонной промышленности появляются новые виды вооружения и военной техники, становящиеся своего рода симбиозом уже существующих известных образцов. О некоторых из этих симбиотических видов вооружений в беседе с военным обозревателем «Времени новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ рассказывает заместитель генерального директора ООО «Военно-промышленная компания» по стратегическому развитию Андрей АДАМЧУК.



-- Как и зачем нужно соединять уже существующие образцы вооружения?

-- Поясню на нашем примере. Есть много вариантов комплексного вооружения, которое можно поставить на шасси, изготовляемое предприятиями, входящими в Военно-промышленную компанию. Тем самым мы расширяем гамму машин по тем вариантам, которые интересуют заказчика. На выставке сухопутных войск МВСВ в Москве этим летом мы удачно показали бронетранспортер БТР-90 с боевым отделением «Бережок», изготавливаемым во ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения» в Туле. В этом варианте очень эффективную работу показал противотанковый ракетный комплекс «Корнет». И мы рассматриваем вариант адаптации «Корнета» на базовом шасси многоцелевого автомобиля специального назначения «Тигр» Арзамасского машиностроительного завода, входящего в ВПК, чтобы затем предложить инозаказчику.

-- Каковы темпы производства «Тигра»? Сколько заказчиков нацелилось на его приобретение?

-- Мы выходим на уровень 300 машин в год. То, что производится, гарантированно покупается. Пакет по продажам превышает наши возможности. Потенциальные покупатели сформировали нам портфель на 500--700 машин. Каждый заказчик выдвигает свои дополнительные требования. Хорошо, что контракты идут один за другим с временным перерывом в два-три месяца. Задача перед нами -- не менее 500 машин в год с учетом государственного оборонного заказа, который достигает 100--150 машин и продолжает расти.

-- Какое впечатление произвела на вас демонстрировавшаяся на специализированной выставке сухопутных, морских и авиационных систем обороны и вооружений Defendori-2008 в Греции боевая машина пехоты БМП-3М?

-- У нас есть предложение к Курганскому машиностроительному заводу сделать колесный вариант БМП-3 на базе нашего БТР-90. Эта машина будет унифицирована по боевому отделению, то есть на наше шасси можно будет поставить и модернизированное отделение БМП-2, и потенциально -- БМП-3. Плюс к этому боевая машина будет унифицирована по силовому блоку -- двигателю и трансмиссии. По нашим предварительным проработкам, заказчику будет интересно получить и колесный, и гусеничный вариант машины, что позволяет расширить боевые возможности подразделений, которые будут оснащены этими машинами.

-- Вы уже предлагаете БТР-90 в такой комплектации?

-- Делать это -- бежать впереди паровоза. Там, где, как мы говорим, «выстрелит» БМП, там тандемом пойдет и БТР-90. Опытно-конструкторские работы мы планируем завершить в середине следующего года. Фактически БТР-90 будет колесным вариантом БМП.

-- В чем все-таки смысл такой унификации? Почему бы каждому не выпускать свой продукт, занимая собственную нишу?

-- С точки зрения потребителя, все очень прозаично. Если у вас есть машины на колесном и гусеничном ходу и на этих машинах унифицированное моторно-трансмиссионное и боевое отделения, значительно упрощаются эксплуатация и подготовка экипажей, снабжение запасными частями. Так что и наши, и иностранные заказчики -- за такое сочетание.

-- Но тем самым вы уходите от конкуренции, становитесь монополистами.

-- Курганский и Арзамасский машиностроительные заводы идут в тандеме. Если успешно продается машина одного, другой обеспечивает заказчику инвариантность при приобретении "товара". Налицо взаимная заинтересованность в увеличении объема продаж.

-- Сейчас многие российские оборонные предприятия активно сотрудничают с зарубежными фирмами. Вы тоже?

-- После недавней выставки вооружения в Париже к нам поступило несколько предложений о сотрудничестве с иностранными компаниями. Прежде всего по проектированию и изготовлению деталей ходовой части и подвески. Мы их рассматриваем.