Время новостей
     N°58, 03 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2002
Аполитичный Эрмитаж
В Петербурге открылась выставка «Витражи Мариенкирхе»
До 1943 года уникальный по полноте и сохранности комплекс витражей конца XIV века украшал окна в алтарной части церкви, посвященной деве Марии, -- Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. В центральном окне находились сюжеты из так называемой «Библии бедных» со сценами из Ветхого и Нового Завета, цикл в левом окне посвящен сюжетам из Книги бытия. Совершенно уникальны витражи правого окна со сценами из апокрифов о жизни Антихриста. Витражи были демонтированы летом 1943 года, когда авиация союзных войск стала систематически бомбить Франкфурт-на-Одере. Затем их эвакуировали в Потсдам, а в 1946 году они были вывезены в СССР и более чем пятьдесят лет прятались в специальном хранилище Государственного Эрмитажа. Из ста одиннадцати витражей Мариенкирхе на выставке в Эрмитажной церкви представлено пятнадцать отреставрированных. Выставка и изданный в связи с ней каталог -- результат работы по реставрации, исследованию и публикации витражей, которая началась в Эрмитаже в 2001 году. На пресс-конференции по случаю открытия выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что он неоднократно предлагал немецкой стороне принять участие в этой работе, но взаимопонимания не нашел (Германия требует возвращения всех «незаконно перемещенных» после войны культурных ценностей). Михаил Пиотровский принципиально отказывается участвовать в политических дискуссиях и настаивает на том, что музей должен ставить перед собой задачи выставочные и исследовательские, опираясь на существующие законы, а дальнейшую судьбу шедевров должны решать правительство и Государственная дума.

На прошлой неделе выставку фотографий из «трофейной» коллекции открыл Музей архитектуры («Время новостей», №54). Становится все более очевидным, что проблема перемещенных ценностей не сводится к политическим дебатам и юридическим ухищрениям. На протяжении более полувека значительный (и до сих пор непонятно, насколько крупный) культурный пласт был тщательно сокрыт от исследователей и зрителей. Постепенно выявляющиеся контуры то ли спасенного, то ли похищенного (о терминах можно спорить долго) добра, вызывают смешанное чувство. Не потому, что осложняют какие-то отношения в верхах и подогревают общественные эмоции. Просто обидно, что необыкновенной красоты витражи (их можно увидеть не только в Петербурге, но и на сайте hermitagemuseum.org) так долго и бессмысленно прятали от глаз людских.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ