Время новостей
     N°189, 13 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2008
Электронный пряник
Центризбирком выяснил, как россияне умеют нажимать на кнопки
Первую в электоральной истории России обкатку голосования по Интернету провел вчера российский Центризбирком в городе Новомосковск Тульской области. Город недавно слился в единую административную единицу с прилегающим к нему районом, и местные жители избирали собрание депутатов нового муниципального образования. Организаторы постарались придать мероприятию как можно более высокий статус: полюбоваться экспериментом приехали представители самого ЦИК, столичные журналисты, а также сам губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Представителей прессы даже обещали одарить печатными тульскими пряниками с глазурной эмблемой электронного голосования, но почему-то до экзотических сувениров дело не дошло.

Организаторы неоднократно подчеркивали, что закона о сетевом голосовании в России нет и с юридической точки зрения вчерашний эксперимент носит характер обычного exit-poll -- опроса на выходе. Все происходило следующим образом. Из десяти избирательных участков Новомосковска для эксперимента отобрали пять УИКов за номерами 550, 551, 552 (школа №17), 553 и 554 (школа №23). К ним приписано около 12 тыс.человек -- половина от общего числа местных избирателей. Народ на участках сначала волеизъявлялся по старинке -- в урны, по бумажным бюллетеням. После этого специальные консультанты провожали электорат к столу, где всем желающим вручался диск для голосования по Интернету -- всего их было заготовлено 5 тыс., с прицелом на 50-процентную явку. На диске записан один-единственный файл в формате html, который выводит избирателя на сервер Центризбиркома. Там нужно по знакомому всем сетевым пользователям принципу отметить виртуальной галочкой глянувшегося кандидата и подтвердить ввод данных. После этого диск может играть роль разве что занятного сувенира: второй раз использовать его нельзя. В целях безопасности каждый CD снабжен индивидуальным кодом, состоящим из уникального набора цифр, а тот, в свою очередь, защищен электронной цифровой подписью. Организаторы уверяют, что степень защиты высока и сфальсифицировать данные в таких условиях невозможно.

По идее диски должны были выдаваться избирателям на руки, чтобы люди сами решили, что с ними сделать -- проголосовать из дома, из интернет-кафе или библиотеки или выбросить на помойку. Данные о том, сколько человек использовало диск по назначению, могли бы дать социологам представление о готовности россиян к виртуальному волеизъявлению. Однако на практике милые девушки-консультантки под белы руки отводили неискушенных граждан в оборудованные по соседству комнаты, где на столах стояли компьютеры, огороженные ширмочками -- для соблюдения тайны голосования. Тут избиратели повторно исполняли свой гражданский долг с использованием новых технологий. Добрая половина граждан при этом прикасалась к умной технике впервые в жизни. Естественно, им требовалась помощь консультантов -- девушки практически выполняли все действия за избирателей, деликатно отворачиваясь от экрана в тот момент, когда очередная старенькая бабушка отмечала понравившегося ей кандидата.

Чуть позже глава Тульского облизбиркома Валентина Федосеева сообщила журналистам, что в ходе подготовки к эксперименту некие молодежные движения даже устанавливали на крыльце школ компьютеры, где все желающие могли бы поучиться управлять «мышкой». Однако такие меры, разумеется, не могут повысить число сознательных пользователей Сети. Поэтому после пребывания на участке складывалось впечатление, что на эксперимент многие смотрели всего лишь как на экзотическое развлечение. Так, под прицелы телекамер угодила молодая мама Галина Николаевна с маленькой девочкой, признавшаяся проводившим exit-poll социологам ВЦИОМ, что хотя она сидела за компьютером первый раз в жизни, голосовать подобным образом ей понравилось -- «легко, быстро, без волокиты».

Впрочем, и уверенных интернет-юзеров в Новомосковске хватает. Например, другая Галина, учительница информатики одной из местных школ, сообщила корреспонденту «Времени новостей», что компьютером она пользуется постоянно и могла бы активировать диск из дома, «но просто неохота было платить за трафик».

В результате по состоянию на 12 часов дня, как сообщила «Времени новостей» консультант Елена Бочарова, на 550-м участке из 212 взявших диски граждан только 19 отправились с ними восвояси, а все остальные промаршировали в комнату для голосования.

По сути, если избиратели все равно голосуют в здании избиркома под присмотром консультантов, нет разницы, что для этого используется -- бумажные бюллетени или диски. Никакого представления о готовности граждан самостоятельно волеизъявляться вне участка такая схема не дает. И тем более нельзя судить об отношении россиян к идее электронного голосования по наивным возгласам «понравилось!» людей, которые без помощи консультанта не смогли бы даже открыть дисковод.

Однако член ЦИК Геннадий Райков вчера подошел к оценке эксперимента именно с этих позиций, заявив как об успехе о том, что по состоянию на час дня 63% избирателей вслед за бумажным бюллетенем получили диск и тут же проголосовали. Он отметил, что выяснить, сколько же человек за день унесли диски с собой, не удастся: система «автоматически обрезает IP-адреса», так что «не производится фиксация, откуда человек голосует». Это было сделано для обеспечения тайны голосования. Однако в таком случае желающим нетрудно организовать массовую скупку дисков с тем, чтобы потом прогнать их через один ноутбук в пользу кандидата-заказчика. Система не заметит, что сотня голосов отправлена с одного IP-адреса. А раздобыть диск не так уж трудно -- это доказали два столичных журналиста, под благовидным предлогом выпросивших пару CD у консультантов и тут же проголосовавших за неизвестных им новомосковских кандидатов.

На вопрос корреспондента «Времени новостей» о том, как предотвратить такие безобразия, г-н Райков ответил, что диски -- это просто временная мера, «самый дешевый носитель», а в перспективе избиратели будут голосовать по индивидуальным паролям. А глава Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) Александр Иванченко фактически заявил о готовности выставить программное обеспечение на суд самой искушенной части интернет-сообщества: «Нам нужны хорошие хакеры, мы готовы с ними сотрудничать!»

В Эстонии, где сетевое голосование имеет юридическую силу бумажных бюллетеней, соответствующие программы перед пуском системы действительно отдавали на проверку хакерам. Однако у нас РЦОИТ пока не пошел на такой шаг, хотя, как сообщил «Времени новостей» член координационного совета по защите избирательных прав граждан при Общественной палате Максим Осовский, подобные предложения уже звучали. «Пока система закрыта для сертификации и хакерских экспериментов, трудно ее оценивать, -- полагает он. -- Теоретически оператор выборов может получить любое количество уникальных кодов и подменить итоги голосования».

Правда, до юридически значимой подмены дело дойдет не скоро: сначала надо принять закон о голосовании по Интернету. В первую очередь г-н Райков предлагает перевести на виртуальное волеизъявление жителей труднодоступных и отдаленных местностей. Таких в России всего 1%, однако на исполнение ими гражданского долга из кампании в кампанию уходит около 10% всего электорального бюджета страны. Г-н Райков считает, что провести в эти области Интернет дешевле, чем везти ящики для голосования и бюллетени на вертолетах и оленьих упряжках. Организация эксперимента в Новомосковске пока обошлась ЦИКу в 1 млн рублей.

Подвести итоги эксперимента Центризбирком планирует сегодня. Однако и Геннадий Райков, и Александр Иванченко настойчиво просили вчера СМИ не сравнивать результаты опроса по Интернету с итогами «настоящих» выборов в Новомосковске.

Наталья РОЖКОВА, Тульская область
//  читайте тему  //  Выборы в России