Время новостей
     N°182, 02 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2008
Пенсии и пляски
Эксперты о последствиях реформы единого социального налога
Корреспонденты "Времени новостей" Ирина СКЛЯРОВА и Юлия МИРОНОВА решили узнать у экспертов, как озвученные правительством новации по ЕСН изменят налоговую нагрузку на предприятия, не приведут ли они к уходу зарплат в тень и не станут ли дополнительным фактором замедления экономического роста в стране.



Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

-- Это возврат к дореформенной ситуации 2004 года, когда ставка ЕСН была 34,5%. Принятое решение -- результат того, что мы обнаружили дыру в пенсионной системе, и повышение ожидалось, но не в таких масштабах.

С точки зрения бюджета это дает шанс Пенсионному фонду стать автономным, независимым от трансфертов из бюджета. С точки зрения бизнеса определенный рост налоговой нагрузки есть, но эти изменения, возможно, будут увязаны с пакетом изменений НДС -- вряд ли эта ситуация останется не скомпенсированной хотя бы частично.

Замедление экономического роста возможно. Но зато принятые решения резко повышают устойчивость бюджетной системы как одного из важных факторов экономического роста.

Говорить об уходе зарплат в тень сложно, сейчас эта проблема наблюдается в отдельных секторах, где есть и нелегальная занятость, -- в строительстве, розничной торговле. На большинстве предприятий ухода в тень не произойдет.

Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, член генерального совета «Деловой России»:

-- Это крайне неудачное предложение правительства -- увеличить социальный налог до 34%. Повышение налогового бремени отбросит нас на несколько лет назад в плане вывода зарплат из тени, над чем государство билось столько времени. Повышение собираемости налога должно достигаться с помощью иных инструментов, а именно -- развития налоговой базы. Сильнее всего пострадают предприятия, где большое количество занятых, где отчисления от ЕСН составляют значительную часть в общей структуре отчисляемых налогов. То есть предприятия, где материальная база невысока в отличие от удельной доли труда в капитале. В большей части пострадают предприятия легкой, текстильной промышленности, некрупные строительные компании. Достанется и отраслям, развитие которых еще недавно было объявлено приоритетным: сельскому хозяйству и нацпроекту по созданию доступного жилья.

Евгений ГОНТМАХЕР, директор Центра социальной политики Института экономики РАН:

-- Повышения ЕСН ждали, но принятое решение компромиссное. На самом деле для большинства работников ничего не изменится, произойдет перераспределение между категориями и компенсация за счет нулевой ставки для зарплат свыше 415 тыс. рублей.

В целом это позитивное решение, вырастут доходы пенсионной системы, а нагрузка на работодателей вырастет незначительно. Но ведь они «кайфовали» предыдущие пять лет, когда сразу почти на 10% была понижена ставка ЕСН. И массового обеления зарплат тогда не произошло, поэтому сейчас вряд ли будет массовый уход в тень. Крупные предприятия давно перешли на «белые» схемы, да и налоговая система работает в этой части достаточно успешно.

Плохо, что государство ограничило свои обязательства по пенсионным выплатам. Страховая пенсионная система означает, что сколько ты отчислишь от зарплаты, столько и должен получить в виде пенсии. Но теперь государство говорит, что больше определенного порога все равно ты не получишь. Конечно, люди, которые зарабатывают большие деньги, могут позаботиться сами о себе, используя другие механизмы. Но время для этого очень неудачное, негосударственные пенсионные фонды еще не развернулись, а финансовый кризис ограничивает возможности инвестирования.

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа ФБК:

-- Едва ли можно было придумать более неправильное решение, учитывая нынешнее состояние российской и мировой экономики. Если экономика была бы на подъеме, она переварила бы и такое повышение налога. Но в условиях понижательного тренда это добавит стимул к тому, чтобы рост экономики вообще затух до нуля. Российская экономика показывает явное торможение с мая--июня, но придание этому торможению дополнительного ускорения с помощью столь негативной для бизнеса новости сделает это торможение не плавным, а резким. Пессимистический настрой бизнеса будет укрепляться. Что касается возможного выведения капиталов в тень, вряд ли это явление приобретет широкое распространение ввиду большого риска таких налоговых минимизаций.

//  читайте тему  //  Налоговая реформа