Время новостей
     N°55, 29 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2002
«Вирус сумасшествия»
Молдавские коммунисты: год у власти
Первого апреля, накануне годовщины прихода к власти молдавской компартии и президента Владимира Воронина, в Молдавии более дешевым, но не менее ярким светом засияют лампочки Чубайса. Или Путина. Название потребитель определит сам, исходя из личных политических пристрастий. Российская электроэнергия, киловатт которой обойдется молдаванам на 20% дешевле, чем украинская и румынская, поможет приостановить инфляцию и немного облегчить населению жизнь, уровень которой самый низкий в Европе. Во время рабочей поездки в Одессу Владимир Путин пообещал помочь Молдавии. Несколько раньше Москва снизила для Кишинева отпускную цену на газ на пять долларов (за тысячу кубометров). Российская поддержка (в виде киловаттов и кубометров) дружественным молдавским властям -- единственное, что последняя может предъявить коммунистическому электорату спустя год после победы на парламентских выборах.

Как позитив можно расценить разве что работу таможни, обеспечившей за это время более половины поступлений в бюджет. Иных доходов не предвидится. Предусмотренные в бюджете кредитные транши не пришли, и вряд ли на них стоит рассчитывать: правительство не сумело разблокировать отношения с МВФ. Без этого Кишиневу нечего ожидать списания хотя бы части долгов Парижскому клубу. Платить по счетам нечем. Между тем в июле необходимо отдать 200 млн долл. МВФ и ВБ. Ровно столько хранится в резервном фонде Нацбанка. Выхода нет: либо «обескровить» финансовую систему, либо -- дефолт. У России, чтобы помочь, денег нет. Они есть у американцев, предлагавших Приднестровью оплатить счета за российский газ в обмен на отказ от сепаратизма. Кишиневу США такого не предлагают, а Европа намерена заслушать в Страсбурге доклад о положении дел с правами человека в Молдавии. Европе не нравится власть, тем более коммунистическая, которая пытается «давить» оппозицию. А именно так, судя по заявлениям ОБСЕ и Совета Европы, европейцы представляют то, что происходит сегодня в Молдавии.

«Страна, пораженная вирусом национализма, экстремизма и сумасшествия» -- диагноз, поставленный президентом Владимиром Ворониным в обращении к народу в этом году. Год назад о тяжелом недуге общества еще не было известно. Первые симптомы появились после неожиданного, в середине учебного года, решения правительства ввести обязательное изучение русского языка. Шаг был рассчитан больше на Кремль (в базовом молдавско-российском договоре есть пункт о создании условий для распространения русского языка), чем на собственное население. Последнее отреагировало массовыми акциями протеста против «русификации». Правительство отменило собственное решение и даже принесло демонстрантам извинения. С русским языком в школах покончили, но манифестации не прекратились.

На днях координационный совет этнокультурных организаций Молдавии обратился в Парламентскую ассамблею Совета Европы, Европарламент и к верховному комиссару по национальным меньшинствам ОБСЕ. В обращении говорится о лозунгах, направленных против национальных меньшинств, раздающихся в центре Кишинева более двух месяцев, и о разжигании национальной розни организаторами акций. Русскоязычным (в эту категорию зачисляются все живущие в Молдавии немолдоване) вновь, после событий начала 90-х годов, стало страшно жить в стране, гражданами которой они являются. Они видят угрозу в национал-экстремистах, на которых глава государства указывает как на дестабилизирующую силу. Вопросом, кто же разбудил спящую собаку, при этом как-то не задаются. Коммунисты сами, своими непродуманными действиями, спровоцировали весь этот экстремизм, национализм и сумасшествие. И теперь пытаются бороться с тем, что сами и «вырастили». Владимир Воронин предложил расколовшемуся обществу «общественный договор», призванный все возвратить на круги своя. Президент ежедневно встречается с различными категориями граждан -- военными, пенсионерами, интеллигенцией, стараясь заручиться их доверием и поддержкой. Не получается диалог только с оппозицией в лице Христианско-демократической народной партии (ХДНП), выводящей людей на демонстрации. Особенно после того, как исчез вице-председатель ХДНП, депутат парламента Молдавии и ПАСЕ Влад Кубряков. Власть, при которой пропадают депутаты, это не власть, резюмирует оппозиция и продолжает кричать «долой коммунистов!».

Владимир Воронин, у которого, по словам писателя Иона Друцэ, сегодня власти больше, чем у его предшественников вместе взятых, тем не менее не может (или не желает, или не умеет?) эту власть употребить так, чтобы и в доме спокойно было, и с соседями ладно жилось, и казна государственная пополнялась.

Пользуясь тем, что ничего этого нет, а предвыборные обещания коммунистов так и остались пиаровскими технологиями, оппозиция «подогревает» население. Поскольку Молдавия все-таки не Северная Корея, очередные выборы в ней состоятся. Если на них победят молодые да горячие, которые сегодня митингуют на улицах, страну вновь развернут на 180 градусов. Так уже исторически сложилось: полстраны смотрит на Восток, а полстраны -- на Запад. Коммунисты этот факт проигнорировали и получили то, что теперь имеют, -- вакуум власти.

Светлана ГАМОВА, Кишинев