Время новостей
     N°55, 29 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2002
Афиша

Тем, кто знает толк в искусстве

В пятницу, 29 марта, у тех, кто посетит «Иллюзион» в 17.00 или 19.00, будет нечастая возможность увидеть на широком экране знаменитый фильм Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» (Италия, 1975). Отталкивающие перипетии романа маркиза Де Сада перенесены режиссером во времена итальянского фашизма, картина при желании может восприниматься как антитоталитарный манифест, психоаналитическая штудия или просто одно из самых болезненных и невыносимых кинопроизведений всех времен. Но в кино, как известно, ходят не только для развлечения. В ролях Паоло Боначелли, Джорджио Катальди, Катерина Боратто.

27 марта, в День театра, в Москве начался фестиваль «Золотая маска», традиционно предлагающий самые изысканные театральные блюда. На любой вкус. Все театральные события, разнесенные по разным рубрикам «Афиши», проходят в рамках фестиваля.

Николай Коляда -- драматург. Не такой известный, как Шекспир, но очень плодовитый и по-своему талантливый. К режиссуре он обращался уже неоднократно -- ставил собственные пьесы. Получалось так себе. Режиссура Коляды явно не шла на пользу его драматургии. Теперь -- практически впервые -- Коляда обратился к классике, поставив в екатеринбургском Театре драмы «Ромео и Джульетту». По свидетельству экспертов, выдвинувших спектакль на соискание премии, случилось чудо. Великая драматургия не придавила Коляду, а позволила воспарить. Говорят, лучшие сцены спектакля сделаны на уровне великого Някрошюса. На сцене РАМТа, 1 апреля, 19.00, 2 апреля, 14.00, 19.00.

Оперно-балетная часть «Золотой маски» стартует 1 апреля в Большом театре. Начало заманчиво: «Три балета Джона Ноймайера» в исполнении труппы Мариинского театра. Работы знаменитого немецкого хореографа поставлены на музыку Дворжака, Равеля и Шнитке. Спектакль выдвинут на соискание премии в номинациях «Лучший балет», «Лучший балетмейстер», «Лучшая женская роль» (Светлана Захарова), «Лучшая мужская роль» (Андриан Фадеев). Не менее полный список номинаций заявлен в связи с оперой «Богема» Пуччини в версии опять же питерского театра «Зазеркалье» (когда-то они привозили очень симпатичный «Любовный напиток» Доницетти): «Лучший оперный спектакль», «Лучший дирижер» (Павел Бубельников), «Лучший режиссер» (Александр Петров), «Лучшая женская роль» (Татьяна Сержан -- Мими) и «Лучшая мужская роль» (Евгений Акимов -- Рудольф). «Богема» будет показана на сцене Театра имени Маяковского 2 апреля.

«Война и мир» Петра Фоменко имеет все шансы одержать победу. Фоменко славится умением внимательно читать прозу, находя каждой фразе сценический эквивалент, а в данном случае он превзошел самого себя. Спектакль охватывает лишь первую часть первого тома, но идет при этом четыре часа. В нем «жизнь, как тишина осенняя, -- подробна». Никакой войны нет. Есть превосходно переданное ощущение мира перед войной. Катастрофы, которая разнесет в щепки все домашние радости, ребячьи игры, детские обиды и романтические иллюзии. В номинации «Лучшая женская роль» на награду претендует Галина Тюнина, играющая сразу несколько ролей и одинаково убедительная в каждой из них. «Мастерская Петра Фоменко», 29 и 31 марта. 19.00.


Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Григорий Дитятковский -- мастер добротной, интеллигентной и скучноватой режиссуры. На прошлом фестивале он получил сразу две «Маски» за спектакль «Потерянные в звездах» по странноватому произведению израильского драматурга Ханоха Левина о любви и презервативах. Нехитрую притчу с элементами абсурда и изрядной долей похабства Дитятковский предельно облагородил. И был вознагражден. Теперь нам предстоит увидеть, как справился режиссер с «Федрой» Жана Расина. По фотографиям ясно одно -- Федра Дитятковского живет не в Элладе и не во Франции, а в холодном, строгом, величавом, не ведающем о страстях и презервативах Петербурге. Где-то недалеко от БДТ, в котором и поставлен этот спектакль. На сцене МХАТ им. Чехова, 2 апреля, 19.00.

С 1 апреля в Галерее Московского центра искусств на Неглинной будет работать выставка «История Гарднеровских фигур». Экспонаты собраны из музеев «Кускова», завода «Вербилки», а также из частных коллекций. Рассказывает куратор Ольга Соснина: «В середине XVIII столетия в Россию вместе с модой на фарфор приходит мода на коллекции скульптурных миниатюр из этого хрупкого материала. Особенно привлекали отечественных и иностранных собирателей колоритные фигурки русских танцоров, торговцев и разносчиков завода Гарднера. Во время «фарфорового бума» 1900--1910-х годов были собраны превосходные коллекции, сформировавшие музейные собрания Москвы и Петербурга. Одна из таких коллекций стала основой выставки в центре на Неглинной». В общем, любуйтесь и украшайте жеманными куколками собственные гостиные, кабинеты и библиотеки.

Лет двадцать тому назад Валерий Попов был любимым писателем самых лучших читателей. Рассказы питерского сочинителя дышали таким неподдельным весельем, естественным жизнелюбием и душевным здоровьем, что серо-буро-малиновая советская мразь (вполне выразительно Поповым описанная) -- это только дурное наваждение. И хотя все мы не красавцы, а неутомимые Пал Баныч, Отвал Степаныч и Маньяк Тимофеич могут в любой момент сварганить нечто невообразимое, все одно -- будет у нас полный парадиз и стопроцентный Ростов-на-дому. Пришли иные времена (взошли иные имена), и Попов ощутил не только сладость перестроечных лобзаний (конгрессы, приемы, круизы), но и колкий постперестроечный холодок. Писатель то старался веселиться по-старому, то брался возделывать коммерческую ниву, то плакался на горькую судьбинушку. С годами последняя мелодия становилась все ощутимее, как и тяга Попова к «крупной» -- не слишком для него органичной -- форме. Поповские «истории вчерашнего дня» (в самом точном смысле: осенью нечто с сочинителем случилось, к весне жди очередную лирико-исповедальную повесть) охотно печатаются толстыми журналами. Одна из них -- «Очаровательное захолустье» -- появилась в №1 «Нового мира», а теперь вместе с двумя более ранними («Ужас победы», «Грибники ходят с ножами») издана «Вагриусом» в одноименной книжке «серой серии». «Вы знаете, что у Есенина и Зорге был сын? Я пошатнулся, но устоял. Редактор смотрел на меня пытливо и благожелательно. И это -- та работа, которую мне таинственно обещали мои друзья, ради которой я сырым летом прогнал свою семью в холодную дырявую халупу?» Вот-вот, она самая. Другой не будет никогда. Даже если с компанией авантюристов, интеллектуалов, бандитов и приживалов отправившись в самую что ни на есть глубинку. Где вроде бы все иначе, а от «сына Есенина и Зорге» все равно не укроешься. Местами -- надрывно, местами -- шаблонно, местами -- по-настоящему смешно. Но старая любовь не ржавеет.
Тем, кто считает себя продвинутым

Художник Семен Файбисович «широко известен в узких кругах» -- так считает критик Наталья Иванова, автор предисловия к книге прозы Файбисовича «Вещи, о которых не» (М., «ЭКСМО-пресс»). Сам автор иного мнения. Рассказывая о реакции неких просвещенных зрителей на телепередачу, где с ним беседовал Дмитрий Дибров, Файбисович указывает на вопрос одного из собеседников: «А кто такой Дибров?» И уточняет: кто такой Файбисович, спрашивать негоже -- и так все знают. Кто прав -- рассудит история. (Кстати, Иванова, составляющая «эксмошную» серию современной прозы, немало постаралась, дабы Файбисович стал ведом широкой аудитории.) Но если вы еще не вошли в компанию «ведающих», то шанс перед вами. Ибо прочитав роман «История болезни», вы будете знать о Файбисовиче (а также его родных, друзьях, знакомых и недругах) столько, что мало не покажется. Ради этого романа о том, как рассказчика (автора) бросила жена и настиг тяжкий недуг, книга и издана. Впрочем, обрамляющие его повести «Дядя Адик» и «Облако» тоже добавят информации к размышлению. Исключительно об авторе (рассказчике). Об «Истории болезни» в нашей газете непременно будет говорено подробно. Пока же читайте. Деваться некуда. Иначе куры засмеют. Не говоря уж о Диброве.

Собирайтесь с духом и идите слушать smooth jazz -- определение этого направления в современной музыке звучит не очень-то интригующе, но этот стиль приятен во всех отношениях. Он современен, но не надрывен, он микширует джаз и рок, но в итоге получается не джаз-рок, а именно smooth. Почему? Узнаете 29 марта в Театре юного зрителя, где американская звезда этого направления саксофонист Дейвид Манн будет выступать вместе с нашей командой «Транс-Атлантик».

Если же вам ближе академические ответвления от стандартов, то путь лежит в Третьяковскую галерею, во Врубелевском зале которой продолжается фестиваль «Музыкальные собрания» камерного оркестра Musica viva и его руководителя -- дирижера, виолончелиста и пианиста Александра Рудина. Одна из программ фестиваля -- «Отражения» -- посвящена джазу в классической музыке начала ХХ века. 30 марта можно услышать «Песни Билитис» Дебюсси в авторской версии для флейты, чтеца и фортепиано (текст читает Лика Кремер -- дочь знаменитого скрипача Гидона Кремера) и его же Рапсодию для саксофона и фортепиано с солисткой Александрой Демьянченко, пьесы Стравинского для кларнета соло и сюиту из его «Сказки о беглом солдате». Все это сыграют Мария Федотова (флейта), Евгений Петров (кларнет), Анна Верхоланцева (арфа), Александр Тростянский (скрипка) и пианисты Александр Мельников и Сергей Главатских.

Минималистское жилище будущего можно увидеть на выставке «Строение №» в Музее архитектуры. Жилой дом для Горок-2 спроектировал Юрий Григорян. Смотрите на картинку и наслаждайтесь.

Шведская группа Tiamat -- одна из немногих, что стояли у истоков специфической субкультуры doom-metal («метал обреченных»). Это медленная, тяжелая и мрачная музыка, замешанная на фольклорных мотивах и отдающая дохристианской романтикой (всякие мифы и руны). До этого европейские рокеры в плане имиджа следовали американцам, причем все равно каким -- хоть байкерам, хоть индейцам. Doom-metal изобрели в начале 90-х, а уже к середине десятилетия количество таких групп превысило все мыслимые показатели: сработала страсть к европейской идентичности. К сожалению, doom-metal в плане исполнения оказался чем-то сродни панк-року: физически такую музыку играть может кто угодно, а нужная энергетика получается у единиц. Tiamat из их малого числа. Композиции с последнего альбома с провокативным названием Judas Christ («Христос -- Иуда»), а также с других альбомов, включая эпохальный образчик doom-романтики Wildhoney, можно услышать 30 марта, в ДК имени Горбунова, начало в 19.00.


Тем, кто хочет «быть в курсе»

Австралийское трио The Necks -- это такая группа, про которую все говорят разное, но все по-своему правы. Одни говорят, что это джаз, другие добавляют: «минималистский». Одни говорят, что это «рок», другие добавляют: «краут-рок», как Can или Kraftwerk. То есть как бы не рок совсем. И вообще, по убеждению третьих, Necks -- нью-эйджевые последователи композиторов-минималистов вроде Филипа Гласса. Сумасшедший дом! Зато, сходив на одно-единственное выступление этой группы, потом всю жизнь на разнообразные каверзные вопросы типа «слышали ли вы минимализм/джаз/краут-рок/нью-эйдж и т.д.» можно смело отвечать «да». Да, я в курсе! Культурный центр «Дом», 29 марта, 20.00.

До истории охотник не один Митрофанушка. Нас хлебом не корми, только дай порассуждать о российской «особенной стати» да государственных стратегиях. Изрядную подпитку таким собеседованиям может дать сочинение американского историка Ричарда С. Уортмана, выпущенное в свет «О.Г.И.». Завлекательно уже название -- «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Том I. От Петра Великого до смерти Николая I«. О том, как себя репрезентировали Александр II Освободитель и Александр III Миротворец, мы узнаем из грядущего второго тома. Первый же -- вопреки заголовку -- начинается со времен допетровских (варяжская легенда, родословные, возводящие московских государей к византийским базилевсам и кесарю Августу, семантика царского титула). Дальше по накатанной дорожке: демиург Петр Великий (воплощение грозного божества), развитие петровской мифологии в XVIII веке, сакрализация царственных дам (от беззаконной коронации Екатерины I до великолепно развитого мифа о «торжествующей Минерве» -- Екатерине II; с приличествующими сему сюжету эротическими обертонами), рыцарственное безумие Павла, тщетно стремящегося упорядочить ликующий хаос, страдающий ангел на троне -- Александр I, «династический сценарий» Николая I. В большей части исследования автор откровенно вторичен, а его попытки разукрасить культурологические концепции, сформированные тартуско-московской школой, новейшими заморскими прибамбасами вроде «телесности» и «андрогинности», отдают незапланированным комизмом. Удачнее «николаевский» раздел: драма 14 декабря и выработка государева имиджа, не раз использованного в минуты роковые (приезд в холерную Москву, подавление бунта на Сенной), императорский двор как олицетворение нации, вписывание недавней истории в культурный контекст нового царствования (воздвижение Александровской колонны), семейный миф и воспитание наследника (вглядитесь в знаковую гравюру Томаса Райта по рисунку Джорджа Доу). В общем, и до появления второго тома будет о чем поговорить.

4 апреля в Доме-музее Герцена откроется любопытная конференция, совместно организованная хозяевами одного из самых теплых и интеллигентных музеев Москвы и культовым журналом «Новое литературное обозрение». Дело в том, что 6 апреля (до этого дня и продлятся научные бдения) Герцену исполнится 190 лет, а вскорости грядут столетия двух выдающихся историков литературы -- Лидии Гинзбург (немало Герценом занимавшейся) и Григория Гуковского. Отсюда идея конференции -- «Три юбилея: А.И. Герцен, Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург. Парадигма либерального сознания и ее трансформации в первой половине ХХ века». Гуковскому -- смолоду аполитичному эстету, а в зрелости расчетливому «государственнику» -- видимо, отведена роль «оттеняющей фигуры». На конференции предполагается ряд увлекательных докладов как отечественного, так и импортного производства. Начало утренних заседаний -- 11.00; вечерних -- 16.00.

В труппе питерского театра «Комик-трест» всего три человека. Его спектакль «Белая история» выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Новация». На самом деле ничего новаторского в том, что делают артисты «Комик-треста», нет. Это интеллектуальная (даже философская) клоунада, переметнувшаяся от цирка к театру, перебравшаяся с арены на сцену. Основоположником такой клоунады у нас является Вячеслав Полунин, которому артисты театра и наследует. Не как эпигоны, а как талантливые преемники. На «Маску» в номинации «Лучшая женская роль» выдвинута Наталья Фиссон, похожая на Джульетту Мазину из фильма «Дорога». Театр «Эрмитаж», 3 апреля, 19.00.
Тем, кто хочет увидеть живьем знаменитость

В «малотеатровском» спектакле «Горе от ума» постановщику Сергею Женовачу удалось найти идеальное сочетание режиссерской воли и актерской вольницы. Особенно хороша у Женовача старая гвардия -- Виктор Павлов (в его исполнении Загорецкий -- почти Хлестаков), Татьяна Панкова (княгиня Тугоуховская) и один из главных претендентов на «Золотую маску» Юрий Соломин, чей Фамусов (не ретроград какой-то особенный, а просто заботливый папенька и старый ловелас) оказывается центральным персонажем спектакля. После этого «Горя от ума» можно с уверенностью говорить: артисты старого доброго оплота традиции больше не будут пугать друг друга словом «режиссер». Малый театр, 28 марта, 19.00.

В четверг, 4 апреля, пройдет долгожданная премьера последнего творения Эндрю Дэвиса («Беглец», «В осаде») под названием «Возмещение ущерба» (США, 2001). Этот фильм должен был появиться на экранах мира еще прошлой осенью, но после 11 сентября премьеру решили отложить. Ибо речь в этом фильме идет о пожарном, который теряет семью во время террористического акта. После того как главный герой узнает, что его близких официальные борцы с терроризмом отнесли к разряду «косвенных потерь», он решает взять правосудие в свои руки и самостоятельно отправляется карать преступников. А в том, что его одного будет в этой благородной миссии более чем достаточно, сомневаться не приходится, ведь играет его не кто иной, как Арнольд Шварценеггер! Последний герой боевика, кажется, окончательно расстался с мыслью покорять всех без исключения зрителей и работает -- мимикой, мускулами, пистолетом -- специально для своих верных поклонников. И они громко плачут от счастья. Также в ролях Джон Туртурро, Джон Легуизмао, Элайас Котеас. Смотрите в кинотеатрах «Каро-Фильм», «Пушкинский», «Пять звезд», «Ролан», «Электрон».


Тем, кто хочет культурно развлечься

«Шут Балакирев« -- последняя пьеса Григория Горина. В ней лирика, фарс и абсурд перемешаны в точной пропорции, текст распадается на остроумные репризы, а действие в целом на отдельные эстрадные номера. Этот недостаток пьесы можно было бы преодолеть, но Марк Захаров решил, что Горин -- не беда, и возвел эстрадность в принцип. Персонажи фона демонстрируют у него такие ужимки и прыжки, что им позавидовала бы Клара Новикова, звезды Ленкома -- Николай Караченцов и Александр Збруев -- рисуют своих героев жирными мазками, а коллектив шутов при петровском дворе напоминает участников ансамбля «Дюна», талантливо косящих под придурков. На фоне прочих выделяется претендент на «Маску» Олег Янковский, сумевший даже в откровенно фарсовых сценах сыграть трагического Петра, и бессовестно органичный увалень Сергей Фролов в роли самого Балакирева. Ленком, 30 и 31 марта, 19.00.

Когда говорят, что канадский проект Peaches исполняет «порно-рэп», душу охватывает недоумение. В каком смысле -- «порно»? По форме или по содержанию? По идее или по воплощению? Оказывается, что это настолько же рэп, насколько и порно. Девушка с псевдонимом Peaches (настоящее имя -- Merrill Nisker) под аккомпанемент а-ля Depeche Mode исполняет на английском языке речитатив, в котором тако-о-ое... тако-о-ое... что одно перечисление названий композиций невозможно даже не по цензурным, а просто по гигиеническим соображениям. Как гласит пресс-релиз, «Peaches представляет собой коллективный клон Ширли Мэнсон (группа Garbage), Чарльза Мэнсона (убивец), Grandmaster Flash (рэпер-пионер), а то и Джастинs Фришман (группа Elastica) на пике ее сексуальной карьеры«. Вот, оказывается, какие карьеры бывают, и вот что имеют в виду кадровики, когда говорят о некой «горизонтальной ротации» кадров! Тем не менее знатоки утверждают, что выступления Peaches просто очень веселое мероприятие. Клуб «Б2», 5 апреля, 23.00.

С 4 апреля в «Пяти звездах» и «Ролане» царит «Али» (США, 2001) режиссера Майкла Манна («Красный дракон», «Схватка», «Свой человек») -- еще один вполне достойный «оскаровский» претендент, оставшийся без наград. Но смотреть фильм необходимо -- жизнь знаменитого боксера Кассиуса Клея, ставшего Мухаммедом Али, перенесена Манном на экран во всем великолепии большого голливудского стиля и стомиллионного бюджета. В главных ролях Уилл Смит, а также совершенно непохожий на себя Йон Войт, Джеми Фокс и Марио Ван Пибблз в роли Малькольма Икса.
Тем, кто хочет порадовать детей

Одна из самых эффектных сцен в фильме «Гарри Поттер» -- налет сов всех видов и мастей на дом бедных приемных родителей мальца-волшебника. Лично знаю детей, кои, увидев все это «чудо в перьях», всерьез заинтересовались орнитологией. Расширить познания в данной достойной науке поможет выставка «Корсары воздуха» в Музее Дарвина. Обыкновенный осоед, тетеревятник, перепелятник, чеглок -- таков перечень видов пернатых хищников, любовно нареченных корсарами воздуха. Все они занесены в Красную книгу Москвы. То неспроста. Ведь мест для гнездования хищных птиц в столице становится все меньше и меньше. Сокращаются открытые пространства, на которых кормятся любители грызунов. Пикники в лесопарках мешают «корсарам» нормально высиживать птенцов. Экспозиция в Музее Дарвина и делу просвещения способствует, и природу беречь учит.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»