Время новостей
     N°175, 23 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2008
Надбавочная стоимость
С октября лекарства в Москве подорожают
Изменение системы ограничения торговых надбавок на лекарства, объявленное московскими властями, приведет к росту цен в столичных аптеках на 10--15%. При этом ассортимент недорогих препаратов (до 50 руб.) в крупных аптечных сетях может заметно сократиться.

Постановление московского правительства «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства», вступающее в силу с 1 октября текущего года и впервые за десять лет меняющее правила игры на рынке, определяет верхний порог наценок отдельно на каждый вид медикаментов -- российского и иностранного производства, из списка сильнодействующих, а также поставляемых в лечебно-профилактические заведения города.

Раньше максимальная торговая надбавка к ценам производителей, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор»), была единой и составляла 20%. Сколько из них должно приходиться на долю оптовиков, а сколько на розницу, не устанавливалось. С начала октября аппетиты оптовиков и розничных торговцев будут строго определены и регламентированы. Так, с начала октября потолок оптовых надбавок на лекарства отечественного производства может составлять 15% от фактической отпускной цены производителя без НДС, а на импортные -- 20%. При этом розница при определении наценки не должна ориентироваться на географию происхождения товара. Принципиально лишь, кто поставщик -- непосредственно производитель или оптовик. В первом случае предел допустимой наценки -- 35%, во втором -- 25%. Кроме того, новое постановление определяет единую максимальную надбавку для препаратов, входящих в перечень дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а также наркотических и психотропных веществ -- 20%. Из них 10% приходится на оптовое звено и еще 10% на розничное.

«В настоящий момент средняя надбавка на лекарства, продающиеся в московских аптеках, не превышает 33% от цены производителя, то есть по идее новые правила ничего не меняют для конечного покупателя, -- объяснил «Времени новостей» ситуацию директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. -- Но, как показывает практика, любое вмешательство в действующее законодательство дает рост цен в 10--15% просто за счет нагнетания обстановки».

Генеральный директор другой аналитической компании -- DSM Group Александр Кузин считает, что новая система наценок резко сократит привлекательность самых элементарных лекарств для аптечных сетей, работающих по принципу самообслуживания. «В таких аптеках, как «36,6» или «Ригла», всегда существует конкуренция препаратов за место на полке, -- рассказал он "Времени новостей". -- Дешевый препарат занимает столько же места на складе, как и дорогой, но при этом его продажа приносит сети в разы меньший доход».

Сейчас наценка на какой-нибудь цитрамон вполне может быть 100 и 200%, этот препарат можно купить как за 4 руб., так и за 8 руб. Если аптека будет вынуждена продавать его за рубль, связываться с этим наименованием для нее просто невыгодно, уверен эксперт. По мнению Александра Кузина, такая ситуация еще больше обострит наметившуюся за последние три года тенденцию к уменьшению потока покупателей в крупных сетевых аптеках (там средняя наценка на данный момент, по данным DSM Group, 50%), которые все чаще предпочитают дискаунтеров («Самсон-фарма» или «Царева аптека») со средней наценкой на товар в 15%.

«Новая система, дифференцированно ограничивающая максимальные торговые надбавки в Москве, очевидно, преследует и протекционистские цели, -- считает Давид Мелик-Гусейнов. -- Разница в оптовых наценках на отечественные и иностранные лекарства в 5% никак не повлияет на розничные ценники, но позволит российским производителям получать больший процент от конечной цены своей продукции, чем их иностранным коллегам». То есть у наших производителей будет больше свободных средств на маркетинг и финансовые стимулы для розницы. «Например, известно, что многие компании платят премии тем аптекам, которые продают их продукции больше, чем остальные», -- поясняет г-н Мелик-Гусейнов.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Rambler