Время новостей
     N°53, 27 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2002
Вышли мы все из Египта
Сегодня вечером иудеи начнут отмечать Песах
Сегодня вечером, 27 марта 2002 г., или 14 нисана 5762 года по еврейскому календарю, начинается Песах -- праздник, установленный в память исхода евреев из Египта. Подробно об этих событиях можно прочитать в библейской книге «Исход». А если конспективно, то евреи были рабами в земле Египта, делая тяжелую работу и подвергаясь жестоким преследованиям и гонениям. Но предсказатели сообщили фараону, что скоро должен родиться человек, который избавит евреев от рабства и выведет их из Египта. Тогда фараон отдал приказ убивать всех младенцев мужского пола. Но родители Моисея скрыли рождение сына, он благополучно вырос и в свое время пришел к фараону и сказал: «Отпусти народ мой!» Фараон не согласился, и тогда Всевышний поразил египтян десятью казнями, о каждой из которых Моисей предупреждал фараона заранее. Однако фараон смирился только после последней -- казни первенцев. Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог «миновал» (на иврите -- «пасах») дома израильтян, не тронув их во время казней. Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун праздника. А так как евангельские события пришлись на время Песаха, один из главных христианских праздников также получил название «Пасха». Песах называют также хаг ха-маццот -- праздником опресноков, так как в этот праздник евреям заповедано есть хлеб только из неквашенного теста (т.е. мацу). В спешке покидая Египет, евреи были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста. В память об этом в Песах не просто заповедано есть мацу, но и запрещено употреблять в пищу квасное (хамец) -- то есть любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Поэтому перед Песахом необходимо полностью очистить дом от квасного. Строгие законы кашрута (система пищевых запретов иудаизма) становятся в Песах еще строже. Посуда должна быть или новой, или особой пасхальной, никогда не использованной в течение года или соответствующим образом обработанной. Это значит, что посуду, в которой варили в течение года, надо окунуть в кипящую воду. Посуду, использовавшуюся для жарки, надо прокалить. А то, в чем не варили и не жарили, но во что клали или наливали квасное, обливается кипятком. Перед обработкой посуду нужно хорошенько вымыть и очистить от ржавчины co всех сторон, включая ручки, иначе окунание в кипяток не будет одновременным для всего сосуда целиком и сразу, и посуда не станет кошерной для Песаха.

Песах начинается, как и все еврейские праздники, вечером. Праздничная трапеза в честь наступления Песаха называется седер. Во время седера принято выпивать четыре бокала вина в память о четырех обещаниях, данных Всевышним народу Израиля. Во время седера евреи наслаждаются праздничной едой, но при этом предписывается употреблять в пищу какие-нибудь «горькие травы» (это могут быть листья салата, у которого горькие корни, редька или хрен) как напоминание о горечи рабства.

В Израиле Песах отмечается семь дней, а в других странах, где живут иудеи, -- на день больше. В Израиле все радуются пасхальным каникулам. В странах диаспоры на каникулы рассчитывать не приходится. Однако многочисленные еврейские организации предлагают различные мероприятия, прямо или косвенно связанные с Песахом. В советское время многие евреи, старавшиеся забыть о своей национальности, один раз в году -- на Песах -- приходили в синагогу, чтобы купить мацу (при этом не думая отказываться от хлеба). Напротив, евреи, критически настроенные по отношению к режиму, отождествляли СССР с Египтом, а генерального секретаря ЦК КПСС называли фараоном. Тогда в Москве была всего одна синагога -- Хоральная на улице Архипова («на горке», как называли ее в народе). Сейчас синагог несколько, и который год накануне Песаха идет неформальное соревнование -- где маца лучше.

Анна ВАЙС