Время новостей
     N°167, 11 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2008
ОАК будет торговать тем, чего не делает
Авиакорпорация станет импортером-монополистом
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) будет не только выпускать отечественные самолеты, но и импортировать зарубежные. Такое сенсационное сообщение сделал вчера вице-премьер Сергей Иванов на совещании в Нижнем Новгороде. При этом вице-премьер сослался на решение другого, еще более представительного совещания по проблемам авиапрома, днем раньше состоявшегося в Ульяновске под председательством премьера Владимира Путина.

«Правительство будет мониторить ситуацию, и чтобы уравнять интересы авиаперевозчиков и авиапроизводителей, вчера было принято решение о том, что можно будет покупать такие (импортные. -- Ред.) самолеты в лизинг, но только по принципу «одного окна» -- через ОАК», -- цитирует г-на Иванова РИА Новости.

Вице-премьер также сообщил, что правительство России разрешит беспошлинный импорт самолетов вместимостью от 50 до 300 мест. Сейчас, учитывая НДС, платежи за ввоз такой авиатехники в Россию превышают 40% таможенной стоимости самолета. Отмены этих запретительных пошлин уже долгие годы добиваются отечественные авиаперевозчики, а лоббисты отечественного авиапрома столь же долго и энергично борются за сохранение статус-кво.

Кстати, накануне в Ульяновске министр экономического развития Эльвира Набиуллина обнародовала гораздо менее радикальный проект обнуления пошлин на импорт авиатехники. Ее вариант предусматривал освобождение от них лишь самолетов вместимостью до 50 кресел. Воздушные суда до 19 пассажирских мест и свыше 300 кресел уже сейчас ввозятся в Россию беспошлинно, правда, этот порядок считается временным.

Что же касается открытия в ОАК "одного окна" для ввоза иностранных самолетов, то источник в самой корпорации пояснил «Времени новостей», что ключевые моменты работы этого механизма пока не разработаны. «Речь идет о достижении компромисса между интересами авиакомпаний и авиастроителей, но готового рецепта такого компромисса еще нет, -- сообщил наш собеседник. -- Предполагается, что ввозом займется либо сама ОАК, либо ее дочерняя компания. При этом поступление импортной авиатехники на российский рынок будет ограничено, однако по какому принципу -- еще не решено. Возможно, квотироваться будет количество поставленных самолетов. А может быть, срок их эксплуатации. В таком случае пользователи должны будут принять обязательство заменить эти машины на отечественные самолеты аналогичного класса, как только их выпуск в России будет налажен».

Авиаперевозчиков сообщение г-на Иванова застало врасплох. Однако некоторые из них все же немедленно выразили готовность работать по новым правилам.

«Мы уже предлагали ОАК подобный вариант в связи с задержкой поставки нам отечественного регионального самолета Sukhoi SuperJet 100, -- напомнил «Времени новостей» заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. -- Мы хотели бы, чтобы ОАК взяла для нас в лизинг аналогичные иностранные самолеты на то время, пока Sukhoi SuperJet 100 завершает процесс сертификации».

«Аэрофлот» не против, чтобы ОАК взяла на себя приобретение и другой иностранной авиатехники в интересах национального перевозчика, если, разумеется, это не ухудшит финансовые условия сделок. «Правда, надо еще посмотреть, есть ли у ОАК необходимые для этого кадры и будут ли банки и лизинговые компании кредитовать ОАК так, как они кредитуют «Аэрофлот», -- оговорился г-н Кошляков.

Михаил КУКУШКИН