Время новостей
     N°167, 11 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2008
Демократы чистой воды
Ростовский губернатор тоже хочет быть народным, а не президентским избранником
Дискуссия о том, выбирать или назначать губернаторов в российских регионах, получила на этой неделе очередное продолжение: губернатор Ростовской области Владимир Чуб (на снимке) высказался на одном из заседаний дискуссионного клуба «Валдай» в пользу возвращения выборов глав регионов.

Г-н Чуб, правда, несколько раз подчеркнул, что «система выборов не должна идти в ущерб государственности», что «благополучие государства выше, чем способ избрания губернатора», и что возвращаться к прямым выборам можно будет лишь тогда, когда «уровень государственности такой, чтобы люди разумно голосовали, не поддаваясь тем или иным шантажам». Из слов Владимира Чуба не явствовало, достигла ли уже Россия, по его мнению, именно такого уровня государственности, но сам он признался, что является сторонником системы выборов.

Прямые выборы губернаторов в российских регионах были отменены осенью 2004 года в рамках пакета мер по обеспечению безопасности государства, предложенных президентом Владимиром Путиным после трагедии Беслана. Теперь полпред главы государства в федеральном округе в положенный срок формирует список возможных претендентов на губернаторское кресло, глава государства выбирает из него понравившуюся фамилию и вносит ее на рассмотрение регионального законодательного собрания, которое и утверждает счастливца в должности.

После того как новым президентом страны был избран Дмитрий Медведев, внутри политического и экспертного сообщества начала циркулировать идея возвращения губернаторских выборов. До г-на Чуба ее озвучили два поволжских политических "тяжеловеса" -- президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Башкирии Муртаза Рахимов. За Кремль им ответил спикер Государственной думы и глава высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, который заявил, что его партия, имеющая большинство в парламенте, не намерена возвращаться к губернаторским выборам. Теперь к двум поволжским президентам, которые, несомненно, относятся к патриархам российской региональной политики, присоединился их коллега и, можно сказать, политический ровесник Владимир Чуб. Г-н Чуб дважды -- в 1996 и 2001 году -- избирался ростовским губернатором и дважды -- в 1990-м (еще до эры региональных выборов и даже до распада СССР) и в 2005-м назначался на этот пост.

Симптоматично, что за восстановление выборности выступают именно «патриархи» губернаторского корпуса. Часть экспертов по российской региональной политике считает, что губернаторы «ельцинского призыва» -- те немногие, которые сумели сохранить свои посты благодаря опыту, связям и тщательно выстроенной за многие годы системе формальных и неформальных взаимоотношений с федеральным центром, -- не столько выступают за демократизацию вертикали власти, сколько попросту сомневаются в возможности продления собственного политического долголетия по воле Москвы. Сомневаясь в намерениях Кремля, они рассчитывают на собственную региональную легитимность -- в конце концов, их переназначали в том числе потому, что они имели ни с кем не сопоставимый политический авторитет в своих провинциях.

Но эта гипотеза небезупречна. Во-первых, число губернаторских сроков в региональных конституциях и уставах, как правило, ограничено. И использовать повторный переход к другой системе замещения должности для снятия этого ограничения у действующих региональных начальников, скорее всего, не получится. Во-вторых, даже если предположить, что «патриархи-диссиденты» снова выйдут на старт избирательных кампаний, шансы их будут неодинаковы. Если пользующиеся популярностью глава Татарстана Минтимер Шаймиев и донской губернатор вполне могли бы рассчитывать на переизбрание, то Муртаза Рахимов еще в декабре 2003-го вынужден был дать очень тяжелый бой своему конкуренту на выборах президента Башкирии Сергею Веремеенко. Победу удалось вырвать лишь во втором туре.

Сейчас возможность замены «висит» над каждым из трех губернаторов-"демократизаторов": Кремль не так давно обнародовал свои намерения заменить до конца нынешнего и в предстоящем году чуть ли не два десятка региональных руководителей, среди которых могут оказаться и ветераны. Эксперты давно и с увлечением составляют списки возможных преемников Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова.

Положение последнего точно не назовешь блестящим. Еще недавно, в начале лета, когда он уволил главу своей администрации Радия Хабирова и добился его исключения из рядов «Единой России», многие наблюдатели расценили это как укрепление рахимовских позиций: президент Башкирии вроде бы успел выступить в авангарде объявленной президентом Дмитрием Медведевым войны против коррупции. Правда, совместить имя Муртазы Рахимова и борьбу с коррупцией -- задача не из простых. К тому же от внимания оптимистов ускользнул тот факт, что уволенный и прямо обвиненный в коррупции в рамках уголовного дела Радий Хабиров был главой башкирского избирательного штаба Дмитрия Медведева. Руководство «Единой России» восстановило его в партии, с августа г-н Хабиров вышел на работу в департамент по взаимодействию с Федеральным Собранием и политическими партиями управления по внутренней политике администрации президента РФ. А в начале этой недели башкирские правоохранительные органы подтвердили, что уголовное дело против г-на Хабирова закрыто и претензий к нему больше нет. Антикоррупционный подвиг г-на Рахимова оказался не вполне уместен, а г-на Хабирова продолжают считать одним из наиболее вероятных рахимовских преемников -- что, возможно, и послужило истинной причиной его неприятностей в Уфе.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Выборы в России