Время новостей
     N°143, 10 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2000
"С трубкой" наперевес
Бизнесмены штурмуют мобильную интернет-коммерцию
Стремительно ускоряющаяся деловая жизнь предъявляет новые требования к возможностям Интернета. Предприниматели хотят отслеживать события на рынке не только круглые сутки, но и независимо от того, где находятся: в офисе, в дороге, на багамском пляже... Корреспондент газеты "Время новостей" Михаил Кукушкин спросил руководителей компаний -- лидеров московского рынка мобильных телекоммуникаций, насколько широко в ближайшие годы распространится мобильный доступ к Интернету на сферу российской электронной коммерции и что будет определять конкурентный успех компаний, внедряющих услуги связи третьего поколения (3G), которая позволяет передавать с большой скоростью большие объемы информации.

Шагит Резников, директор службы новых технологий компании "Мобильные ТелеСистемы":

-- Не стоит забывать, что сегодня обычный доступ в Интернет имеют лишь 2% населения страны, а из них только небольшая часть обращается к ресурсам электронной торговли, банкинга и т.п.

Причин несколько. Неразвита содержательная часть Рунета, и инвестиции в ее создание незначительны, системы доставки товара убоги, отсутствует надежная система расчетов за услуги.

Пока передачей данных в мобильных сетях пользуются не более 1% абонентов. Высока цена и низка скорость. Эти проблемы решаются с внедрением GPRS (протокол, позволяющий входить в Интернет без специальной адаптации "домашних страниц". -- Ред.). Он уже сейчас позволяет увеличить скорость больше чем в два раза и вести расчеты не по времени, а по объему фактически переданной информации.

По нашим расчетам, внедрение технологий WAP (протокол доступа в Интернет с мобильного телефона. -- Ред.) и GPRS подхлестнет развитие этих услуг и упростит систему расчетов. Телефон станет подобием электронного кошелька. Эти технологии позволят "бродить" по Интернету, обмениваться сообщениями, поддерживать услуги мобильного офиса.

На наш взгляд, именно в мобильную коммерцию в первую очередь пойдут инвестиции, поскольку как раз пользователь сетей GSM наиболее платежеспособен по сравнению с остальным "населением" Рунета.

При прочих равных условиях технология GPRS может изменить соотношение сил на рынке доступа к Сети, однако вряд ли сотовые операторы будут бороться именно за эту нишу. Џытаться выйти на рынок традиционного интернет-доступа, цена которого составляет максимум 1 долл. за час, по-видимому, нет смысла. Настоящий интерес представляет для пользователей мобильный доступ к внутрикорпоративным сетям -- Интранету.

Конечно, хорошо бы опередить конкурентов и своевременно вывести на рынок новую технологию, но сегодня это не так уж критично. Вряд ли пользователи начнут срочно перемещаться от одного оператора к другому только потому, что у одного технология запущена в эксплуатацию, а у другого еще нет. Гораздо важнее раньше других предложить новые виды услуг, востребованных массовым рынком.

Сергей Авдеев, заместитель генерального директора по сетевому планированию компании "Вымпелком":

-- Высокий потенциал систем 3G ставит перед операторами целый ряд вопросов. Необходимо понять, готов ли рынок к этим услугам, будут ли они востребованы потребителями и смогут ли операторы окупить затраты? Маркетологи по-разному оценивают перспективы. Ведь и нынешний стандарт GSM неплохо эволюционирует в сторону передачи данных. Та же технология EDGE (переходная от "второго поколения" к "третьему". -- Ред.) сулит возможности, не сильно отличающиеся от тех, что заложены в системах 3G.

Михаил Косинов, заместитель генерального директора компании "Московская сотовая связь":

-- Скорость внедрения мобильного Интернета в российскую деловую жизнь определяется финансовыми возможностями абонентов. Сегодня стоимость услуг мобильной связи и доступа в Интернет разнятся примерно в 50 раз.

Я думаю, что через три-пять лет количество абонентов сотовой связи и число пользователей Интернета в России должны сравняться и тогда каждый абонент будет пользоваться мобильным доступом. В принципе все действующие сейчас компании уже располагают техническими возможностями организовать эти услуги на основе используемых технологий (по коммутируемому каналу и с относительно невысокой скоростью).

По-моему, велика вероятность, что в России электронная коммерция будет эффективно развиваться. И основные проблемы мобильной торговли будут связаны скорее не с использованием мобильных телефонов, а с организацией доставки покупок клиенту.

Коммерческого успеха добьются те мобильные компании, которые смогут предложить клиентам наилучшие услуги по доступу к содержанию Рунета. Организовать доступ можно достаточно быстро, но если эта услуга не будет поддержана наличием значительного количества информационных ресурсов, а также необходимых побочных сервисов (например, той же системой доставки в электронной торговле), она не вызовет интереса у потребителей.

Михаил Кукушкин