Время новостей
     N°164, 08 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2008
Север - русским, юг - американцам
Корею разделили поровну лишь географически
В эти дни исполняется 60 лет со времени образования на Корейском полуострове двух государств: Республики Корея (РК) на юге и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) на севере. Раскололось государство, которое было единым с VII века. «Ни одно разделение нации в ходе передела мира после второй мировой войны не было столь сомнительно, ненормально и искусственно, как разделение Кореи», -- писал американский историк Грегори Хендерсон.

Впервые вопрос о положении Кореи после окончания второй мировой войны был поднят в 1943 году на международной конференции в Каире, когда рассматривалось, какая судьба постигнет территории, которые до войны были колониями. Великобритания и Франция настаивали на сохранении статус-кво. Советский Союз был за независимость и самоопределение, а США в лице президента Франклина Рузвельта предлагали перевести эту страну под четырехстороннюю опеку США, Великобритании, СССР и гоминьдановского Китая.

Делить Корею на зоны оккупации сначала не собирался никто, но каждая из сторон рассчитывала, что сумеет повлиять на ситуацию внутри страны так, что корейский народ выберет «нужный» путь развития. Американцы рассчитывали на поддержку либеральной интеллигенции, воспитанной на европейских ценностях. Советский Союз собирался действовать на волне естественного после освобождения страны уклона влево.

9 августа 1945 года Советский Союз вступил в войну на Дальнем Востоке, и уже 15 августа японский оккупационный корпус в Корее прекратил сопротивление. Все произошло так стремительно, что за Пхеньян боевые действия уже не велись. Кстати, освобождение Кореи произошло без участия национально-освободительного движения. Благодаря жесткой политике японских оккупантов партизанского движения на территории Кореи не было. Оно базировалось за пределами полуострова на территориях третьих стран.

Поскольку американцы рассчитывали начать вторжение в Японию в лучшем случае осенью, то им пришлось срочно придумывать компромиссный вариант, который бы удовлетворил Москву. У Чарльза Боунстила и Дина Раска, двух подполковников армии США, на плечи которых свалилось решение этой задачи, было полчаса времени на размышление и карта Кореи в качестве единственного источника информации об этой стране. Решение было по-американски простым: разделить страну на две части по 38-й параллели, отдав север русским, а юг -- американцам. Внешне это выглядело как разделение пополам. Но на американской половине остались столица Сеул, две трети населения, значительная часть аграрных и индустриальных ресурсов.

Почему же Советский Союз так легко пошел на это предложение? Дело в том, что на тот момент Корея была «терра инкогнита» и для СССР, и для Соединенных Штатов. В США специалистов по ней в правительстве не было. В Советском Союзе старшее поколение ученых-корееведов было репрессировано, а новое только-только начало формироваться. Подсказать, как правильнее поступить, было некому.

Если северная часть полуострова была занята советскими войсками сразу, то на юг американцы пришли только в сентябре 1945 года. Командование американских войск имело инструкции не признавать никакие самопровозглашенные корейские правительства. Ведь еще с 1919 года в Китае существовало корейское Временное правительство в изгнании, которым к 1945 году руководил Ким Гу -- убежденный националист, который недолюбливал и коммунистов, и американцев. Кроме того, существовало еще «переходное» правительство, созданное бывшими японскими властями полуострова для того, чтобы обеспечить эвакуацию японского населения и избежать репрессий по отношению к нему. Это «переходное» правительство, воспользовавшись ситуацией, возглавил один из лидеров корейских левых националистов Ё Ун Хён. Созданная им Корейская Народная Республика (КНР) успела провести ряд демократических мероприятий, а страна покрылась сетью подчиняющихся ее правительству народных комитетов. В конце 1945 года американцы разогнали центральный аппарат этого правительства, но с народными комитетами на местах они боролись до 1950 года.

Министры иностранных дел США, Великобритании и Советского Союза встретились в Москве 27 декабря 1945 года для определения статуса Кореи. Американцы предлагали решить вопрос по японскому образцу, отдав Корею под власть Макартура или иного американского генерала, но СССР и Англия подтвердили верность идеи Рузвельта о международной опеке. Тогда американцы попытались торпедировать советский проект, заявляя о готовности страны к самоуправлению, тем более что в самой Корее независимости хотели все и прямо сейчас.

Вашингтон не имел единого кандидата на роль лидера страны, но военные, особенно генерал Дуглас Макартур, поддерживали Ли Сын Мана. Давний участник антияпонского движения, Ли Сын Ман еще в 1905 году был послан в Америку с тайной миссией, но, не сумев выполнить свое задание, остался в США, получил высшее образование и стал первым корейцем с американским дипломом доктора политологии. К моменту возвращения в страну ему было уже 70 лет, он говорил на безукоризненном английском и ломаном корейском, мало знал ситуацию в Корее, но считал себя «новым Моисеем корейского народа». Ли Сын Ман еще раньше своих американских хозяев начал озвучивать идею создания на территории Кореи сепаратного государства и быстро пошел в гору.

На Севере тем временем началось возвышение Ким Ир Сена, который в 1930-е годы был успешным партизанским командиром и одним из последних перешел советскую границу, когда японцы «зачистили» Маньчжурию, где сражался его отряд. Выбор Москвы пал на него потому, что он был молод и имел реальные заслуги в отличие от иных деятелей коммунистического движения, которые больше занимались подсиживанием друг друга или были далеки от настоящей политической борьбы.

СССР и США по-разному управляли «своими» частями полуострова. Советский Союз ставил перед собой задачу построения сильного в политическом и военном отношении, лояльного Москве государства. Соединенные Штаты не имели четкого плана обустройства Кореи. Если американцы пытались переломить левый уклон, то на Севере его использовали: структура власти была похожей на советскую, однако внешне выглядела естественным продолжением народных комитетов.

Американцы стремились управлять сами, в то время как советская администрация прибегла к системе косвенного управления. Оно проявлялось как в создании местных органов власти, так и в активном использовании представителей корейской диаспоры из СССР. Такая модель не заставляла советских военных «влезать» в те вопросы, в которых они были некомпетентны. Да и в отличие от белокожих иностранцев на Юге советские корейцы не казались чужими, так как внешне не отличались от местных жителей. Советская администрация старалась подавлять фракционную борьбу, американцы же смотрели на нее сквозь пальцы, а то и поощряли в своих интересах, в результате террор и политические убийства стали нормой. Так погибли и Ким Гу, и Ё Ун Хён.

К началу 1947 года, на фоне «холодной войны» и краха структур, созданных Московским совещанием, США и СССР начали самостоятельно формировать органы власти будущей Кореи. Советский Союз представлял передачу власти как развитие традиции народных комитетов, на съезде которых было избрано Народное собрание как высший орган государственной власти. Выборы состоялись как на севере, так и на юге 1 февраля 1947 года. И хотя утверждение о том, что в нелегальном голосовании приняло участие большинство населения юга, от правды далеко, сам факт выборов там подтвержден историками.

США поступили по-иному: используя свое влияние в ООН, они передали корейский вопрос на рассмотрение туда. 14 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение сформировать так называемую Временную комиссию ООН по Корее (UNTCOK), которая приняла решение о проведении на территории полуострова всеобщих демократических выборов. В состав комиссии входили представители Филиппин, гоминьдановского Китая, Канады и Австралии. Советских представителей не было. Москва и Пхеньян отказались принять ее как орган, заслуживающий доверия.

Но когда Советский Союз отказался принять резолюцию ООН по Корее, Ли Сын Ман предложил провести выборы «там, где это возможно», и 10 мая 1948 года на юге состоялись прошедшие с большим числом нарушений всеобщие выборы, организованные при участии полиции и лояльных Ли Сын Ману полугангстерских формирований. Голосование часто совмещалось с проставлением штампов на продуктовые карточки и шло под лозунгом «кто не голосует, тот не ест».

И север, и юг считают «свои» выборы более легитимными, но с формальной точки зрения позиция северян вернее. Как минимум потому, что на территории КНДР выборы не проводились вообще, в то время как север провел выборы на юге, пусть и нелегальные, и все высшие органы власти были построены на равном представительстве северян и южан.

15 августа 1948 года на южной половине полуострова было провозглашено сепаратное государство Республика Корея, а 9 сентября 1948 года была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика. Это название было предложено представителями советской администрации. Сами корейцы хотели назвать страну Корейской Народной Республикой по аналогии с проектом Ё Ун Хёна.

Так Корея оказалась разделенной. Оба государства формально распространяли свою юрисдикцию на весь полуостров, считая другую его половину незаконно управляемой марионетками идеологического врага. Конституция КНДР 1948 года объявляла столицей страны Сеул, находящийся на временно оккупированной территории. Автор этих строк бывал в Сеуле, но в разговорах корейцы нечасто поднимали эту тему, хотя большинство были согласны с мнением историка Грегори Хендерсона -- предложенный США и организованный Ли Сын Маном и его спонсорами раскол стал причиной целой цепи трагедий, первой из которых стала Корейская война 1950--1953 годов.

Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН