Время новостей
     N°162, 04 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2008
Вещдок в себе
В Калининградской области пытаются установить подлинность фрагмента рукописи Иммануила Канта
К великому философу Иммануилу Канту в Калининградской области отношение уважительное. Нельзя сказать, что большинство жителей региона читали хотя бы одну из его философских работ, однако мало кто откажет себе в удовольствии ввернуть в разговоре с приезжим из «большой» России какое-нибудь кантовское понятие вроде «вещь в себе», «категорический императив» или «звездное небо над нами и моральный закон внутри нас». Некоторые так и вовсе знаменитого мыслителя панибратски именуют земляком, что, впрочем, не так далеко от истины -- Кант всю жизнь прожил в Кенигсберге (столице Восточной Пруссии, часть этой провинции после Великой Отечественной войны отошла СССР), который уже более 60 лет называется Калининградом. Да и российским подданным Кант был -- недолго, правда, еще при императрице Елизавете Петровне.

Возле Кафедрального собора (построен в ХIV веке, восстановлен лет пятнадцать назад) находится могила философа (там любят бывать свадебные кортежи), никогда не покидавшего Кенигсберг, а Калининградский государственный университет носит его имя. Так что отношение к Канту здесь особое, поэтому недавняя новость о том, что недалеко от Калининграда найдена часть рукописи, возможно, принадлежащей знаменитому мыслителю, стала резонансной.

Листок с немецкой «вязью» (без каллиграфической четкости) нашла сотрудница Музея Балтфлота в Балтийске в руинах старого германского замка на въезде в город. В любом другом российском регионе такое показалось бы, наверное, удивительным, но в Калининградской области руины замков в порядке вещей. Практически в любом поселке есть свои «графские развалины». Балтийские "развалины" были построены еще в орденский период, замок назывался Лохштедт, штурма Восточной Пруссии в 1945 году он не пережил. «Обнаружив этот лист, мы стали его изучать и заподозрили, что он принадлежит Канту -- там содержались философские размышления, в том числе и о звездном небе, а также упоминается Ламберт, считающийся предшественником знаменитого философа. Но надо удостовериться, что это написал именно Кант, поэтому находку передали экспертам УВД», -- рассказал «Времени новостей» начальник Музея Балтфлота Александр Финьков.

По его словам, почерковедческая экспертиза длилась несколько недель, однако к окончательному мнению специалисты так и не пришли. «Неофициально эксперты УВД сказали об очень большой вероятности того, что эта рукопись принадлежит Канту. Но сделать официальный вывод не могут, так как для этого требуется сличить найденный лист с какими-либо иными оригинальными записями философа», -- сказал г-н Финьков. По его словам, сделать это непросто: «Эксперты пытались сравнивать с ксерокопиями кантовских записок, но это бессмысленно -- они не передают целого ряда принципиально важных особенностей человеческого почерка. Нужны именно оригиналы, а их в Калининградской области нет».

По данным директора Музея Балтфлота, нет оригинальных рукописей Канта и в музеях России. «Опираясь на поддержку регионального министерства культуры, мы уже сделали запросы в Германию, обратившись к руководству Берлинского архива и к нескольким частным историкам-коллекционерам. Если они согласятся предоставить оригиналы записей философа, сличить их с нашей находкой мы сможем прямо там, в Германии, заказав экспертизу местным специалистам», -- уточнил директор музея.

Профессор кафедры философии и логики Калининградского университета, президент Кантовского общества РФ Леонард Калинников убежден, что необходимости в экспертизе нет. «Найденный лист никакого отношения к великому философу Канту не имеет. Это фрагмент работы одного из второстепенных мыслителей ХVIII века, он представляет собой отрывок из натурфилософского трактата, я в этом уверен», -- сказал г-н Калинников. По его словам, того же мнения придерживается и большой специалист по кантовским рукописям в Германии профессор Вернер Штарк, которому уже сообщили о балтийской находке. Президент Кантовского общества пояснил, что все сколько-нибудь значимые рукописи, принадлежащие Канту, уже открыты и изучены: «Так что вероятность найти нечто новое крайне мала, хотя исключать ее абсолютно нельзя».

Вадим СМИРНОВ, Калининград