Время новостей
     N°52, 26 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2002
По примеру США
Китай отгораживается от российской стали
Для российской сталелитейной отрасли, похоже, наступают черные времена. Вчера стало известно, что 23 февраля власти Китая начали антидемпинговое расследование относительно импорта холоднокатаного проката из России, Южной Кореи, Тайваня, Украины и Казахстана. Этот факт означает только одно -- вслед за США и другие страны намерены ограничить доступ на свой рынок сталелитейной продукции из-за рубежа. Если так пойдет и дальше, России грозит потеря большинства своих зарубежных рынков сбыта. А раз так, то почти каждая вторая производимая в России тонна проката может лишиться своих покупателей.

В посольстве КНР вчера не комментировали причины возбуждения антидемпингового расследования, подтвердив лишь сам факт начала процедуры. Официально не комментировали вчера эту новость и представители Министерства экономики и развития РФ (МЭРТ). Анонимный представитель этого ведомства заявил Интерфаксу, что пока российская сторона получила только устное уведомление о начале расследования. Коснется оно лишь "Северстали", Магнитогорского (ММК) и Новолипецкого (НЛМК) меткомбинатов. Эти предприятия поставили на рынок КНР в прошлом году соответственно 100 тыс., 380 тыс. и 120 тыс. тонн холоднокатаного проката на сумму около 140 млн долларов.

Как сказал газете "Время новостей" менеджер дирекции по сбыту "Северстали" Андрей Шиханович, претензии китайской стороны стандартны: увеличение объема импорта, что привело к ущербу для местных производителей. При этом, как говорит г-н Шиханович, сумму убытков представители китайской стороны назвать отказались, заявив, что она еще не подсчитана. За последние две недели эта проблема обсуждалась дважды на встречах представителей России и Китая. Российская сторона предложила выработать механизмы "мирного" урегулирования проблемы, не прибегая к антидемпинговым процедурам. К тому же, по словам г-на Шихановича, на переговорах выяснилось, что стороны оперируют разными статистическими данными. Так, по статистике российского ГТК выходит, что наши предприятия поставили в Китай за прошлый год чуть более 3 млн тонн стальной продукции. По данным представителей КНР -- около 5 млн тонн.

Однако, как выяснилось, время для диалога было упущено. К моменту начала консультаций петиция от трех китайских сталелитейных предприятий, в том числе и крупнейшего в стране -- "Баугань", в которой содержалась просьба начать антидемпинговое расследование, уже поступила на рассмотрение китайских властей. Правда, в отношении российских предприятий китайцы просят ввести самую низкую пошлину -- 16,07%, тогда как против Кореи эта ставка достигает 32%. Но это вовсе не означает, что если власти КНР признают факт демпинга, уровень пошлины не изменится.

Инициатива китайских властей не на шутку тревожит российских металлургов. «После решений США и Евросоюза (серьезно ограничивших допуск зарубежной, в том числе и российской стали на свои рынки. -- Ред.) Китай становится для нас одним из ключевых рынков», -- говорит Андрей Шиханович. «Антидемпинговый процесс по холоднокатаному металлу и есть тот самый эффект домино от введения ограничений на поставки в США, -- говорит заместитель гендиректора НЛМК Андрей Петросьян. -- Китай -- динамичный и растущий рынок, очень емкий и, безусловно, представляющий интерес для России. Поэтому к этой ситуации надо сразу относиться с должным вниманием, привлекая все ресурсы -- и наши, и правительственные».

Российским сталелитейным предприятиям есть чего опасаться. «Обычно в таких ситуациях расследования заканчиваются ограничением доступа на местные рынки, -- говорит аналитик «Ренессанс-Капитала» Владимир Титков. -- Я буду удивлен, если подобное не случится и в этот раз». По его словам, пока на основании решений США и ЕС трудно говорить о регионализации торговли сталью, однако если Китай закроет свой рынок, то тенденция к этому будет налицо. Подобной же точки зрения придерживается и начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Александр Корчагин. Россия, говорит он, может попытаться в ответ ограничить импорт китайского ширпотреба, правда заменить его продукцией отечественной легкой промышленности будет непросто. А значит, российская экономика больше потеряет, нежели приобретет от возможной торговой войны с Китаем.

При этом оба аналитика предрекают нелегкую участь российской сталелитейной промышленности. «Придется сокращать производство и ориентироваться на внутренний рынок», -- полагает г-н Корчагин. Между тем в прошлом году из произведенных в России 47 млн тонн проката на внутренний рынок было поставлено лишь 27 млн тонн. «Рентабельность отрасли будет постепенно стремиться к нулю, -- считает г-н Титков. -- Одно из возможных последствий этого -- «очищение» отрасли и ее консолидация».

Дмитрий СИМАКОВ