Время новостей
     N°52, 26 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2002
Чей избирком лучше
Дума и президент борются друг с другом за честные выборы
Новая редакция закона об основных гарантиях избирательных прав граждан может вступить в силу в мае 2002 года. Об этом заявил вчера председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков. Подготовка ко второму чтению уже вовсю идет в Думе. По итогам дискуссии выясняется, что власть и партии по-разному представляют, что такое «честные выборы».

В спор пока включились лишь специалисты: депутаты думского комитета по госстроительству, которые готовят обновленную версию закона ко второму чтению, и представители ЦИК. А г-на Вешнякова президент назначил своим официальным представителем в Думе при обсуждении выборных законов. Через неделю в дискуссию вольется весь депутатский корпус, так как второе чтение основных гарантий намечено на апрель.

Властям нужен контроль, чтобы на любом из этапов избирательной кампании можно было бы обнаружить нечестного игрока и, если допущено серьезное нарушение правил, снять его с марафона. Партии (прежде всего КПРФ, СПС и «Яблоко») не против контроля. Но контролером на выборах, по их мнению, должен быть только избиратель. Если же контролировать начнет власть, то чиновники получат так называемый административный ресурс, с помощью которого, убеждены партийцы, власть под видом борьбы за «честные выборы» будет избавляться от неугодных ей игроков.

Скандалы, сопровождавшие почти все выборные кампании последних двух лет, навели депутатов и президента на одну и ту же мысль: нужно пересмотреть порядок формирования избирательных комиссий так, чтобы избиркомы были предельно независимыми и не подыгрывали бы ни одному из кандидатов. Поэтому президент в своем законопроекте сохранил действующие правила лишь для Центризбиркома. Думцы тоже не возражают, чтобы ЦИК по-прежнему формировали президентская администрация, Дума и Совет Федерации, утверждая по пять членов всероссийской комиссии.

В отношении же нижестоящих комиссий президентские идеи депутатов не устроили. К примеру, сейчас по закону региональные избиркомы формируются на равных губернатором и законодательным собранием -- не менее одной трети мест они должны отводить представителям партий. Но подавляющее большинство регионов предпочитает избирать свои парламенты не по партийному принципу. Поэтому избирательные комиссии фактически назначаются исполнительной властью, что позволяет губернаторам формировать подконтрольный себе избирком.

Для пресечения таких явлений президент решил наделить дополнительными полномочиями Центризбирком, разрешив ему рекомендовать двух человек в состав региональных комиссий. Вслед за ЦИК такие же полномочия предполагались для региональных комиссий при формировании окружных избиркомов и т.д. -- вплоть до участковых. «Сложилась бы своеобразная вертикаль избиркомов, которая бы чутко реагировала на указания из Кремля», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» зампред фракции СПС Борис Надеждин. Поэтому депутаты забраковали президентскую идею, предложив свой вариант независимости избиркомов от исполнительной власти.

Комиссии, по мнению думцев, должны формироваться исключительно законодательной (представительной) властью, в которой представлены интересы всех состоявшихся партий и, стало быть, избирателей. В связи с этим думцы настаивают еще и на том, чтобы все законодательные органы в стране избирались по смешанной системе, как Дума: наполовину по партийным спискам. Интересы губернаторов от этого не пострадают, поскольку в любом законодательном органе будут представители той партии, на которую опирается губернатор.

Повсеместные выборы по партийным спискам президентская сторона поддерживает. Однако Александр Вешняков заявил корреспонденту газеты «Время новостей»: «Мы категорически возражаем против того, что губернаторы исключены депутатами из процесса формирования комиссий». Спор по итогам заседания думского комитета по госстроительству на прошлой неделе увенчался компромиссом. Депутаты хоть и закрепили право формирования комиссий за законодателями, но признали новые полномочия, которыми президент решил наделить ЦИК.

Спор продолжится на пленарном заседании, предупредил г-н Вешняков, пообещав отстаивать те положения, что закладывались в законопроект изначально. «Наша позиция не получила поддержки в данном составе данного комитета», -- подчеркнул г-н Вешняков.

Расклад сил в комитете действительно не такой, как в Думе. Пропрезидентский «альянс четырех» во главе с фракцией «Единство», фактически контролирующий палату, имеет в комитете половину голосов. Другая половина у депутатов КПРФ, СПС и «Яблока», взгляды которых на избирательный закон совпали. Иными словами, компромисс, достигнутый в комитете, может быть нарушен в пользу Кремля во время второго чтения. Поэтому неизвестно, сможет ли думское меньшинство отстоять другие позиции, по которым достигнут компромисс с г-ном Вешняковым. Так, председатель ЦИК пока согласен с депутатами в том, что никого из кандидатов нельзя снимать с предвыборной гонки за недостоверные сведения о доходах. Отлучать от выборов (и только через суд) можно будет, по его словам, только за сокрытие непогашенной судимости и двойного гражданства.

Виктор ХАМРАЕВ