Время новостей
     N°52, 26 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2002
Родом из плена
В Чечне нашли рабов с десятилетним стажем
Беспрецедентную операцию против работорговцев провели в Чечне российские спецслужбы. В воскресенье в Урус-Мартановском районе им удалось отбить у одной из банд пятерых заложников, проведших в плену более десяти лет. Пока подробности злоключений этих людей -- четырех россиян и одного грузина -- до конца не выяснены. В момент освобождения они были крайне истощены, и, главное, у них оказалась серьезно нарушена психика. Поэтому вчера еще следователям не удалось толком побеседовать с заложниками, и с ними работали в первую очередь медики и психологи.

По информации из МВД Чечни, на след кавказских пленников вышли сотрудники Управления МВД по Южному округу, находившиеся в командировке в Урус-Мартане. По оперативным каналам они узнали, что в один из домов в селе Шалажи в последние дни бандиты свезли нескольких рабов. Учитывая, что пленники находились под вооруженной охраной, из Ростова-на-Дону (местные силы сыщики не стали привлекать из опасений утечки информации) был вызван отряд спецназа УВД округа, который на рассвете в воскресенье пошел на штурм указанного дома. Взять его удалось лишь после ожесточенной перестрелки, в результате которой никто не пострадал, но боевикам удалось скрыться в соседнем лесу. В подвале дома сыщики нашли пятерых изможденных мужчин. Лишь через несколько часов, немного придя в себя в комендатуре Урус-Мартана, они смогли в общих чертах описать, кто такие и как оказались в том доме.

По предварительным данным, уроженцы разных российских регионов Григорий Семенов, Виктор Иванов, Михаил Мадуга, Николай Карюков и грузин Катуани Тяжашвили в свое время работали строителями и в Чечню попали по одному и тому же сценарию. Измаявшись в разгар перестройки от безденежья, они по совету знакомых отправились «шабашить» -- строить коровники, частные дома и т.д., благо, что, по рассказам, на Кавказе богатых людей тогда хватало. До 1992 года, по словам заложников, все складывалось у них более-менее нормально: работы было много, за нее исправно платили, и никто их не грабил. После прихода Дудаева сначала их начали потихоньку прижимать -- заставляли иногда работать бесплатно, хотя свободы не лишали. Собственно же рабство началось с конца 1994 года, когда началась война. По отдельности, но почти одновременно строители попали под командование разных полевых командиров, которые отняли у них документы и отправили в качестве рабов на «трудовой фронт» -- копать укрепления, окопы, строить дороги. «Расплачивались» с ними все эти годы обычно куском хлеба и кружкой воды. После окончания первой чеченской компании боевики продали пленников в местные семьи, где на тех же условиях их заставляли пасти скот, косить сено, ремонтировать дома и т.д. Почти все по нескольку раз пытались бежать, но каждый раз это заканчивалось одинаково -- либо их ловили прежние хозяева, либо новые, которые тут же прибирали их к себе в рабство. Впрочем, пока установить не только всех прежних, но даже последних «владельцев» освобожденных строителей не удалось -- все освобожденные общаются с трудом, не особо верят в то, что оказались на свободе, да и хозяев своих помнят лишь по именам или кличкам.

Пока освобожденные пленники переправлены в грозненский военный госпиталь, где одновременно с реабилитационным курсом в течение нескольких недель с ними намерены поработать следователи прокуратуры ФСБ. А уже к лету строителей планируется отправить в Ростов-на-Дону, где им оформят новые документы и попытаются найти их родственников.

Александр РАСКИН