Время новостей
     N°50, 22 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2002
Жизнь в обмен на признание
Кубинскую шпионку не казнят
Сотрудница американской военной разведки Ана Белен Монтес, признавшая себя виновной в шпионаже в пользу Кубы, чистосердечно расскажет следствию, какую именно секретную информацию она в течение 17 лет передавала в Гавану. Прокуратура взамен обещала не просить для нее у судьи смертной казни, а ограничиться 25 годами тюрьмы. По федеральным делам в США не бывает условно-досрочного освобождения, но срок могут скостить на 15% за примерное поведение.

По данным следствия, Монтес, родившаяся в 1957 году в пуэрто-риканской семье на американском военном объекте в Нюрнберге, была завербована кубинской разведкой в 1985 году, когда работала в минюсте США. В том же году на Москву начал работать сотрудник ФБР Роберт Хансен, выдавший КГБ ряд американских агентов, часть которых была расстреляна, и после ареста в позапрошлом году заключивший с правосудием аналогичную сделку. Власти согласились не просить для него смертной казни, а Хансен обещал им все чистосердечно рассказать и допрашивается до сих пор.

Монтес выдала Гаване четырех работавших на Кубе американских агентов, но власти США говорят, что все они живы. Другое отличие от дела Хансена в том, что он получил от московского центра сотни тысяч долларов наличными и бриллиантами, а Монтес работала за идею.

По словам ее адвоката Плато Качериса, в прошлом представлявшего ряд известных шпионов и Монику Левински, подзащитной руководило обостренное чувство справедливости. «Она занималась этой деятельностью в силу своего убеждения, что политика США по отношению к Кубе не отличается уважением, терпимостью и пониманием, -- заявил адвокат 45-летней шпионки. -- Она руководствовалась стремлением помочь кубинскому народу и не получала никакого вознаграждения».

Кубинские товарищи сразу попросили Монтес перейти в какое-нибудь ведомство, где она будет им более полезна, и она поступила на работу в разведуправление Пентагона на авиабазе Боллинг под Вашингтоном. В 1992 году ей поручили анализ разведданных о кубинских вооруженных силах, которые с тех пор гораздо лучше, чем прежде, ведали, что именно знают о них американцы. В последние годы она была старшим специалистом военной разведки США по Кубе.

Неясно, что именно привело к ее провалу, но c осени 2000 года агенты ФБР по пятам следовали за ее новенькой красной «Тойотой» и наблюдали, как Монтес периодически уезжает из дома и звонит куда-то по телефонам-автоматам. 25 мая прошлого года ФБР с санкции суда тайно обыскало ее квартиру и в числе прочего обнаружило на полу в спальне коротковолновый приемник «Сони», а в гостиной -- портативный компьютер «Тошиба», дисковод которого хранил компрометирующую информацию, стертую его владелицей.

Руководитель следственной бригады ФБР Стивен Маккой, к тому времени 12 лет боровшийся с кубинским шпионажем в США, сразу понял, каким образом Монтес сносится с Гаваной. Кубинцы передавали на условленной частоте шифровку, состоявшую из серии пятизначных номеров. Монтес записывала их и вводила в компьютер, а потом вставляла туда присланный из Гаваны компакт-диск и с его помощью раскодировала шифровку.

Не имея своей радиостанции, она не могла посылать шифровки в Гавану по волнам эфира и поэтому пользовалась телефоном-автоматом, звоня кубинским разведчикам на пейджер и оставляя там шифрованные цифровые сообщения. ФБР целый год следило за Монтес и, возможно, следило бы еще, но грянули сентябрьские теракты, и уже десять дней спустя оно сочло за благо арестовать шпионку.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк