Время новостей
     N°142, 09 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2000
Марафон закончен
Прощание с ельцинской эпохой состоялось
В субботу в Москве состоялось неофициальное закрытие ельцинского политического сезона -- до сих пор самого значимого в истории постсоветской России. Презентация давно ожидавшейся книжки Бориса Ельцина, прошедшая 7 октября в одном из мидовских особняков на улице Косыгина, оказалась мероприятием на удивление камерным, но тем не менее стало настоящим -- неформальным -- прощанием с эпохой Ельцина. Сначала -- немного грустным: за Михаилом Касьяновым поздороваться с Первым президентом России выстроились в типичную протокольную очередь не только многие члены нынешнего правительства, но и персонажи, казалось бы, из совсем уже прошлой жизни -- от Виктора Илюшина до Юрия Петрова. Пришли, вернее были приглашены, отдать должное -- благо есть чему. Список приглашенных состоял всего из человек 150, было человек 130. Некоторые из неявившихся, вроде Владимира Путина или Александра Волошина, не пришли по уважительной причине, почему-то неуважительно не учтенной службой главы ельцинского протокола Владимира Шевченко -- у второго президента России именно в этот день сорок восемь лет назад, как известно, случился день рожденья, праздновать который он сбежал в родной Питер, прихватив с собой как очень узкий круг гостей, так и нескольких чиновников, ответственных за его встречу с главой ВБ Джеймсом Вулфенсоном. Совсем немногие, типа Сергея Кириенко, не явились по необъявленным причинам.

Бомонд все равно получился если и не совсем полным, то от этого не менее впечатляющим и символическим. Перед банкетом была торжественная часть. Прочувственную речь произнес Михаил Касьянов, который, кстати, в кои-то веки пришел с женой. Потом пару слов сказал глава издательства АСТ, осчастливленного статусно-многотиражной книгой. Затем выступил сам Ельцин. И тут грустное настроение, охватившее было часть почтенного собрания, рассеялось. Дедушка порадовал своей формой: хотя и видно было, что торжество дается ему нелегко, он говорил долго и местами дико смешно -- чего стоит, к примеру, официальная благодарность Касьянову "за то, что его правительство не препятствовало изданию книги". Потом виновник торжества пригласил всех на банкет, кокетливо предупредив, что раздача слонов -- красиво изданной книги "Президентский марафон" о 424 страницах -- предусмотрительно производится лишь по окончании банкета на выходе из особняка, чтобы народ до времени не разбежался.

Разбегаться, между тем, никто, конечно же, и не собирался. Наоборот, настроение вдруг всех охватило праздничное и веселое, как в азартные и потому хорошо запомнившиеся предвыборные времена 1996 года. Во главе всех столов стоял маленький "президентский", за которым в начале банкета уместились не только чета Ельциных, но и внушительный ряд глав разных российских правительств, в свое время назначенных и в свое время уволенных Ельциным. Трижды премьер Виктор Черномырдин, самый "короткий" премьер Владимир Степашин, фактический премьер Анатолий Чубайс. Кроме отсутствовавшего Кириенко не хватало лишь Гайдара, который, впрочем, был условно представлен Чубайсом, да Примакова, который после выхода книжки в свет наверняка только обрадуется тому, что его не было на презентации. Правда, жизнь политиков полна условностей -- строго говоря, прочитав в книжке добрую, но справедливую главу о себе, не должен был бы явится на праздник и Степашин, но явился, подтвердив тезис о том, что наши достоинства -- продолжения наших недостатков.

Формальных тостов не было. Фуршет был просто вкусным фуршетом без излишеств, Наина Иосифовна призналась, что накануне затеяла было испечь свой знаменитый медовый торт и даже изготовила половину коржей, но домашние ее вовремя остановили: какой большой торт ни испеки, все равно на 150 гостей маловато будет, плюс бессонная ночь. Ельцин обходил столы, жал руки, принимал поздравления, благодарил, пил немного красного вина -- то за книжку, то за здоровье, то за прекрасных дам, то за замечательных помощников. Душой общества была Наина Иосифовна -- как всегда элегантная и деликатная, все про всех помнящая, взволнованная и счастливая. Полный фурор произвела Татьяна Дьяченко, которая была совсем уже необычайно хороша собой, веселая и легкая и совершенно ничем не напоминающая ту Т.Б., об которую мы, журналисты, за несколько лет сточили немало перьев. Бродили среди гостей внуки Борис (Николаевич) и прехорошенькая Маша, признавшие, что уход дедушки на пенсию принес им колоссальное облегчение в смысле их личной юношеской жизни. Братались олигархи Фридман и Абрамович, Дерипаска и Швидлер. Вместе с Олегом Сысуевым вспоминали славные боевые денечки бывшие помощники Ельцина Сатаров и Краснов, смеялся, как всегда в окружении толпы девушек, самый искусный пресс-секретарь всех времен и народов Ястржембский, ходили живой Александр Мамут и Олег Табаков, Наталья Фатеева и Галина Волчек. Там же были и представители совсем другой команды -- и Владислав Сурков, и Александр Абрамов, и даже Дмитрий Медведев. Дедушка устал и уехал по-английски. Остальным было подарено два часа очаровательного ретро -- как в молодость заглянуть.

Что касается собственно книжки, то о произведениях такого рода принято либо говорить хорошо, либо ничего. Дипломатично "Президентский марафон" можно охарактеризовать как очень хорошего уровня клюкву -- каковы, впрочем, все книжки этого жанра во всем мире. Клюкву не в смысле "развесистой", а в смысле голливудской -- клюквенный сок вместо крови. Видимо, это нормально. Местами есть даже драматические прорывы в настоящую жизнь. Устоявшийся ритуал, согласно которому все знают о том, что сам автор книжку не писал, а в лучшем случае читал (Ельцин, кстати, читал точно, причем с пристрастием), и в случае с "Марафоном" соблюдался с религиозным упорством. Татьяна Дьяченко -- душа команды реальных авторов и их главный взыскательный редактор -- все время деликатно отмечала: "Мы лишь вставляли запятые". Между тем ритуал иногда полезно нарушать. Как точно заметил один известный московский журналист, поскольку ни один из участвовавших в написании книжки вполне милых людей в принципе не сопоставим с масштабом лично Бориса Ельцина, от лица которого писан "Марафон", то надежд на то, что книга будет достойна своего героя, очень мало. Так же мало, как и надежд на то, что Борис Ельцин порадует нас "новыми писательскими успехами", как трогательно пожелал ему Михаил Касьянов. Ведь ельцинский марафон закончен. Хотя жизнь, слава Богу, продолжается. Так что, кто знает, может быть, Борис Ельцин еще напишет свою книгу, которая потрясет мир так же, как потрясал его он сам.

Татьяна МАЛКИНА