Время новостей
     N°49, 21 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2002
Григорий Маракуца: Черногорский вариант приемлем для Приднестровья
После одесской встречи президентов России, Молдавии и Украины появилась надежда на разблокирование молдавско-приднестровских переговоров, зашедших при президенте Воронине в тупик. О том, какие перспективы видит Тирасполь, корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА спросила у председателя Верховного совета Приднестровья Григория МАРАКУЦЫ.

-- Какой вариант статуса для региона может устроить Приднестровье?

-- Вариантов статуса между тем может быть немало. Например, такой, как только что был принят на Балканах -- Союз Черногории и Сербии. Это федерация с элементами конфедерации. Один голос в ООН и четкое внутреннее разделение полномочий. Переложить черногорский опыт на нашу почву можно. Была бы воля Кишинева его обсуждать. Правда, Молдавия, помимо заверений о наделении Приднестровья «широкими полномочиями», которые на деле сводятся к превращению региона в один из молдавских уездов, никаких других конкретных проектов не представила.

-- Отказываясь встречаться с лидером Приднестровья Игорем Смирновым, президент Молдавии предлагает вести переговоры на уровне экспертных групп, а затем полученные результаты вынести на обсуждение парламентов.

-- Безусловно, вначале должны работать эксперты. Но затем наработанное надо передать на более высокий уровень. Не думаю, что высшей инстанцией станут парламенты. Без глав государств здесь не обойтись. В любом случае без их одобрения депутаты никаких решений не примут. Потребуются либо указания Воронина и Смирнова, либо окончательный документ, по их же поручению должны будут подписывать какие-то и.о.

-- Как вы оцениваете итоги одесской встречи трех президентов?

-- Главной целью одесской встречи был не приднестровский вопрос, а углубление интеграции стран-участниц в рамках евразийского пространства. Это нас не может не радовать. Это как раз то, чего мы долго и упорно добивались от официальных властей Молдавии. Хорошая новость -- намеченная на ближайшее время встреча таможенников Молдавии, России и Украины, на которую пригласили и Приднестровье. На совещании должна быть выработана взаимоприемлемая формула, которая снимет экономическую блокаду региона. Мы надеемся, что появится новое таможенное соглашение, которое регламентирует порядок продвижения товаров через Приднестровье, Молдавию, Украину и Россию. Пора уже положить конец таможенной войне, которую Кишинев начал, запретив нам пользоваться новыми молдавскими таможенными печатями.

-- Будет ли обсуждаться на таможенном совещании вопрос создания совместных таможенных постов, на чем настаивает Владимир Воронин?

-- Чтобы создать такие посты, требуется межгосударственное соглашение, которое должны одобрить, в частности, молдавский парламент и Верховная рада Украины. А также наш Верховный совет, коль нас приглашают быть третьей стороной.

-- Владимир Воронин говорит о контрабанде, в том числе и оружия, на восток. То есть на том отрезке границы, которую с одной стороны контролирует Украина, с другой -- Приднестровье.

-- В Кишиневе называются какие-то бредовые цифры: два миллиона долларов мы якобы «сплавляли» за границу без банковского учета. 200 миллионов якобы потратили на манифестации в Кишиневе. Теперь еще оружие. С одной стороны, лестно слышать, что Приднестровье имеет такие потенциальные возможности, чтобы содержать еще пол-Молдовы, а то и целиком. С другой -- возникает вопрос: какой уровень подготовки чиновников, которые готовят молдавскому президенту речи? Или он сам до такого додумывается?

-- Влияют ли прорумынские манифестации в Кишиневе на настроения в Приднестровье?

-- Сегодняшние переговоры -- результат таких же митингов, которые проходили 12 лет назад, а затем повторялись. Требования участников не изменились: Молдавия должна объединиться с Румынией. Заявления Воронина о том, что Тирасполь эти манифестации поддерживает, относится к категории абсурда. В свое время стучал в грудь, доказывая, что лозунги об объединении ушли в прошлое, экс-президент Лучинский. Затем Воронин доказывал, что национализм в Молдавии окончательно и бесповоротно побежден. Следует учитывать, что электорат коммунистов -- пенсионеры, люди среднего возраста -- с годами уменьшается, а электорат христианских демократов, ратующих за объединение с Румынией, -- молодежь, студенты, школьники -- неуклонно растет. В будущем власть будет принадлежать им. Российские политики этого недопонимают, как и того, что молдавские коммунисты срывают аплодисменты в Кремле за намерения, которые в Приднестровье давно стали реальностью. Если Воронин только пытается сделать вторым государственным языком русский, у нас три государственных языка -- русский, украинский, молдавский -- норма жизни. К тому же попытка кишиневских властей провалилась, правительство под натиском манифестантов отказалось от введения обязательного изучения русского языка в национальных школах. Все было сделано для того, чтобы показать Москве: видите, мы старались, но ничего не получилось.

-- В последнее время молдавская пресса говорит о так называемом грузинском варианте. Имеется в виду привлечение иностранных войск для стабилизации ситуации.

-- Когда-то я задавал вопрос действующему председателю ОБСЕ: возможно ввести международные миротворческие силы в регион без согласия последнего? Мне говорили, что это трудно. Но мировая практика, например Косово, показывает, что невероятное может стать очевидным. Однако это возможно при наличии в регионе источника зла --терроризма, наркотрафика и т.д. У нас этого нет. Правда, руководство Молдавии пытается убедить мировое сообщество, что Приднестровье -- это те же талибы. Но есть страны-посредники, которые, надеюсь, видят и понимают, что на самом деле здесь происходит.

Беседовала Светлана ГАМОВА