Время новостей
     N°145, 12 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2008
Тяжелый полет Матвиенко
Смольный сократил число претендентов на реконструкцию Пулково
Власти Санкт-Петербурга вчера объявили короткий список участников конкурса на право получить в 30-летнюю концессию аэропорт Пулково, который буквально задыхается в двух небольших терминалах, построенных в советское время. Инвестор должен иметь опыт реализации одного-двух инфраструктурных проектов на общую сумму 1 млрд долл., а также управления аэропортом с пассажирооборотом не менее 10 млн человек в год -- в Смольном рассчитывают, что это поможет превратить Пулково в международный хаб, который будет обслуживать стыковочные рейсы между Россией и Европой. В список вошли, в частности, операторы аэропорта Вены (подал заявку вместе с фирмой «Лидер», которая управляет активами «Газфонда» и принадлежит банку «Россия»), Франкфурта (Fraport, выступает вместе с ВТБ) и Сингапура (идет на конкурс вместе со структурой «Базового элемента» Олега Дерипаски, управляющей аэропортами в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе). Есть еще два иностранных оператора, которые не захотели образовывать альянс с российскими структурами, -- это индийская GMR Infrastructure и турецкий TAV Airports. Австралийская Macquarie заручилась поддержкой банка «Ренессанс Капитал», а немецкая Hoctief образовала альянс с «Реновой» Виктора Вексельберга, которая владеет уральским аэропортом Кольцово. «Мы никому не даем никаких обещаний и ни к кому не ангажированы», -- сказала вчера Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, владеющего 100% акций Пулково.

Первоначально претендентов на строительство нового Пулково было девять, однако конкурсная комиссия отклонила заявки питерской стройкорпорации «Элис» и компании «Новапорт», владеющей пакетами акций в аэропортах Челябинска, Читы, Барнаула, Томска и Новосибирска. «Новапорт» шел на конкурс вместе с международным аэропортом Алма-Аты, но эти заявители, объяснил глава комитета по транзитно-транспортной политике администрации Петербурга Николай Асаул, не дотянули до требований конкурсной комиссии по стоимости активов, пассажирообороту и сумме реализованных активов. «Мы очень сожалеем, что так получилось, но мы старались подходить объективно, с учетом мнения международных консультантов», -- сетовала губернатор.

Впрочем, питерские власти допускают, что до подведения итогов и выбора победителя, намеченного на 12 марта 2009 года, состав претендентов может измениться. Для кого-то проект покажется слишком дорогим и малорентабельным, а кто-то из участников, возможно, захочет объединиться. Кроме того, турецкий TAV участвует в конкурсе на модернизацию аэропорта Риги, а по условиям питерского тендера к нему не допускаются конкуренты, работающие в аэропортах на расстоянии до 800 км от российской северной столицы.

Победитель должен будет построить новый аэровокзал пропускной способностью 22 млн пассажиров в год (сейчас 6 млн). Организаторы конкурса до конца не знают, в какую сумму обойдется стройка -- весной 2007 года проект оценивался в 35 млрд руб., но с тех пор все значительно подорожало. Г-н Асаул говорит, что окончательная цена будет известна только осенью, когда аэропорт разработает генеральный план развития на ближайшие 15--20 лет, а город вместе с консультантами World Bank и Citibank утвердит финансовую модель концессии. В прошлом году в Смольном не исключали возможности продажи доли в нем стратегическому инвестору или размещения акций на бирже. Позже питерские власти отказались от таких планов, объяснив это тем, что для привлечения инвестиций в аэропорт нет необходимости хотя бы частично расставаться с контролем над Пулково. Город настолько уверен в привлекательности и прибыльности будущего терминала, что не стал принимать участие в финансировании его строительства. «Это очень привлекательно -- строить аэропорт в Санкт-Петербурге, -- сказала г-жа Матвиенко после объявления списка участников тендера. -- Борьба будет очень тяжелая, а нам предстоит сделать очень тяжелый выбор».

Иван ГОРДЕЕВ