Время новостей
     N°144, 11 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2008
Аптечные хитрости
Антимонопольщики проверят поставщиков и продавцов лекарств
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взялась до 1 сентября выявить все «темные» места в российском фармацевтическом бизнесе. То есть те, где есть большие прибыли и фактически нет присутствия государства. Как следует из недавнего выступления начальника управления контроля социальной сферы ФАС Тимофея Нижегородцева, искать нарушения антимонопольного законодательства будут сразу по многим направлениям -- от оптовых дистрибьюторов до розничных сетей.

Первым звеном, привлекшим к себе повышенное внимание антимонопольного ведомства, стал рынок инновационных лекарственных препаратов иностранного производства. Государство закупает эти препараты для обеспечения больных по семи нозологиям: миелолейкоз, ферментопатия, гипофизарный нанизм, гемофилия, рассеянный склероз, муковисцидоз, состояния после трансплантации органов. Большинство из этих лекарств защищено патентами и не имеет альтернативы не только на отечественном рынке, но и на мировом. Тем не менее ФАС намеревается с помощью подконтрольного «Росздравнадзору» ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения «Росздравнадзора» установить взаимозаменяемость препаратов в этой группе и выявить случаи неоправданной закупки дорогих препаратов. Чиновники антимонопольного ведомства постараются выявить компании, те или иные лекарственные препараты которых оказались вне конкуренции, и вне зависимости от причин внесут их в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Вторым шагом будет работа уже с отечественными участниками рынка -- дистрибьюторами и крупными аптечными сетями. По данным аналитиков, сейчас в России пять крупнейших поставщиков лекарств занимают 85% всего оптового рынка. «Повлиять на изменение баланса в дистрибьюторском сегменте будет очень сложно, -- сказал «Времени новостей» директор по маркетингу ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. -- Наш рынок развивается приблизительно по тем же законам, что и западный. Достаточно посмотреть, что в Великобритании всего три-четыре дистрибьютора, а в Германии не больше пяти-шести». Но сотрудникам ФАС такая ситуация не кажется нормальной. Они уже направили запросы в 17 компаний, «Росздравнадзор» и таможенные органы. «Итогом работы должно стать выяснение доли компаний. В случае если они будут занимать более 10% рынка, мы внесем их в реестр занимающих доминирующее положение», -- пояснил Тимофей Нижегородцев. Также он отметил, что к существующей на данный момент концентрации в дистрибьюторском сегменте могли привести не столько естественные рыночные процессы, сколько «хитрости» в формировании маржи. "Зачастую маржа определяется не через прозрачный механизм, ряд компаний использует очень сложную схему оплаты за встречные услуги. Эта схема может провоцировать дискриминацию на рынке, дает большие возможности играть на размере выгоды, регулировать доступ товаров отдельных дистрибьюторов", -- считает г-н Нижегородцев.

Но хуже всего, по мнению антимонопольщиков, себя ведут аптечные сети. Всем известные бренды активно поглощают районные аптеки. В итоге оказывается, что на одной улице есть две-три коммерческие аптеки и ни одной муниципальной или государственной. Разницу ощущают в первую очередь льготники, так как коммерческие аптеки не работают с ними. «Мы считаем, что если ты занимаешь доминирующее положение на рынке, то должен нести нагрузку по участию в госпрограммах, в том числе и ДЛО. В случае если сеть занимает более 35%, мы будем выдавать ей предписание, чтобы компания имела одну или ряд аптек, участвующих в госпрограммах», -- говорят в ФАС.

«Бороться с монополией на лекарственном рынке можно, но только на локальном, -- сказал «Времени новостей» Давид Мелик-Гусейнов. -- В размерах страны даже такой гигант, как «36,6», занимает 6--7% рынка». Интереснее всего, по мнению экспертов, что даже если в расчет будут браться отдельные регионы, то очень быстро выяснится, что монополистами являются государственные унитарные предприятия. «Очень часто именно государственные сети, пользуясь отсутствием конкуренции, завышают цены на лекарства не только для коммерческих покупателей, но и для льготников», -- считает эксперт.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств