Время новостей
     N°143, 08 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2008
Авиабилет в тюрьму
Менеджеров British Airways судят за высокие цены
Четверо руководителей авиакомпании British Airways, бывших и нынешних, рискуют сесть в тюрьму за слишком высокие пассажирские тарифы. На фоне безудержного роста стоимости авиабилетов по всему миру это дело может стать прецедентом для авиатранспортной отрасли в глобальном масштабе.

Антимонопольное ведомство Соединенного Королевства, которое по-английски сокращенно именуется OFT, предъявило вчера обвинения бывшему коммерческому директору British Airways Мартину Джорджу, бывшему директору компании по корпоративным коммуникациям Иэну Бернсу, экс-главе отдела продаж в Великобритании и Ирландии Алану Бернетту и нынешнему руководителю этого же отдела Эндрю Кроули. Они предстанут перед судом лондонского Сити 24 сентября. Если их вина будет признана, то менеджерам грозит до пяти лет тюремного заключения и штраф на неограниченную сумму по усмотрению суда. Сотрудников British Airways обвиняют в том, что они «бесчестно сговорились с другими лицами принять или осуществить меры, прямо или косвенно фиксирующие цены на предоставление в Соединенном Королевстве пассажирских авиатранспортных услуг компаниями British Airways и Virgin Atlantic Airways».

Положение обвиняемых осложняется тем, что сама British Airways как юридическое лицо в прошлом году уже была признана виновной в этом преступлении. Авиакомпания признала, что в 2004 и 2006 годах она согласовывала с конкурирующей Virgin Atlantic размер топливного сбора, который обе фирмы (а также множество других авиакомпаний по всему миру) в то время начали прибавлять к своим стандартным тарифам, чтобы компенсировать стремительное подорожание авиационного топлива. В результате, как сочло OFT, сборы (следовательно, и авиабилеты) обошлись британским воздушным путешественникам значительно дороже, чем если бы авиакомпании честно конкурировали друг с другом.

Эти и иные дополнительные сборы, которыми авиакомпании пытаются (за счет пассажиров) бороться с катастрофическим падением рентабельности бизнеса, сейчас в структуре многих тарифов составляют большую долю, нежели собственно плата за перевозку. Поэтому все решения, которые британские суды уже приняли и еще примут по делу British Airways и ее высших менеджеров, -- это прецедент, затрагивающий интересы массы организаций и людей, авиаперевозчиков и их клиентов. В отличие от многих других авиакомпаний British Airways может похвастаться очень неплохими (особенно на фоне неблагоприятной отраслевой конъюнктуры) финансовыми показателями. В 2007/08 отчетном году (завершившемся 31 марта) чистая прибыль компании составила 696 млн фунтов стерлингов -- то есть в полтора раза больше, чем в 2006/07 году (438 млн фунтов). Эта позитивная динамика естественным образом провоцирует зависть недоброжелателей и подозрения, что успех достигнут не только честными методами. Неприятная история о сговоре с Virgin Atlantic уже обошлась British Airways в 121,5 млн фунтов стерлингов. Такой штраф наложило на нее OFT в прошлом году за нарушение законов о конкуренции. Личную вину менеджеров компании оценит суд.

Легче всех отделалась вторая участница скандала -- авиакомпания Virgin Atlantic. Она пошла на сделку с OFT, раскрыв условия своего сговора с British Airways, и за это была освобождена от материальной ответственности.

Михаил КУКУШКИН