Время новостей
     N°142, 09 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2000
Объединяйся кто может!
Московская торговля готовится к битве с иностранцами
В преддверии появления на розничном рынке Москвы западных сетевых компаний российские торговцы решили ударить по конкурентам их же оружием. Торговые сети «Седьмой континент», «М.Видео», «Старик Хоттабыч» и «Спортмастер» объявили о проведении совместной маркетинговой акции. В течение месяца они будут продавать со скидкой товары германского производства. Следует напомнить, что именно немецкие ритейловые сети (например, компания Metro) стоят первыми в очереди на московский рынок.

Представители российских компаний считают, что общая маркетинговая акция -- лишь начало. В дальнейшем последуют другие действия, которые позволят разным сетям консолидировать собственные силы и устоять перед натиском иностранцев. По словам управляющего розничной торговлей «М.Видео» Алексея Максимова, следующим шагом может стать строительство гипермаркета, где будут представлены несколько сетей. Идея может быть реализована в двух вариантах. Либо строится одно здание на деньги нескольких компаний, и площади в нем будут распределены пропорционально вкладу участников. Либо каждая из компаний построит свой павильон, но в одном месте и с единой инфраструктурой (в том числе с общим паркингом и т.д.).

Реализация проекта, вероятно, начнется уже в будущем году, а его локомотивом, скорее всего, станет «Седьмой континент». Сети продуктовых магазинов могут в первую очередь и больше всего пострадать от прихода иностранцев на российский рынок -- в Москву стремятся именно продуктовые немецкие гиганты Metro и Spar.

На рынках бытовой, видео- и аудиотехники (ими торгует «М.Видео»), спортивных товаров («Спортмастер») и отделочных материалов («Старик Хоттабыч») иностранцам даже при значительных вложениях и демпинге конкурировать будет непросто. Здесь для увеличения продаж необходимо расширить покупательскую аудиторию, а для этого в свою очередь повысить уровень жизни населения. Если у вас маленькая зарплата, вы не купите спортивный тренажер ни у нашей, ни у иностранной фирмы. А вот кушать хочется всем. Поэтому генеральный директор ОАО «Столичные гастрономы» (владелец марки «Седьмой континент») Владимир Карнаухов так часто повторяет одну фразу: «Иностранцы смогут открывать здесь не по одному-два магазина в год, а сразу десяток, смогут торговать в течение 2--3 лет по заниженным ценам себе в убыток -- и переманят к себе покупателей».

При этом он отметил, что московские власти могут помочь иностранцам извести отечественный ритейл. Столичные чиновники не раз говорили, что из-за принятия нового Налогового кодекса бюджет потеряет около 50 млрд рублей. Эту сумму решили восполнить, увеличив налог с продаж и налог на прибыль. Если сеть поднимет цены на продукты -- потеряет покупателей и не сможет увеличить доход. Если не поднимет -- придется платить из своего кармана, и доходы все равно снизятся. Таким образом, меньше средств останется на развитие и укрепление собственных позиций.

Остается надеяться только на московскую бюрократию, которая естественным способом может затормозить приход иностранцев. Да и на заместителя министра экономического развития и торговли Владимира Стржалковского, который в минувшую пятницу на конференции «Торговля в России» заявил, что его министерство принимает меры для защиты розничных торговцев от «безумных налогов и безмерных проверок», изымающих из торгового оборота более половины выручки.

Исполнительный директор компании «Нэкс» (владелец марки «Старик Хоттабыч») Александр Подольский считает, что сейчас российские сети «должны аккумулировать как можно больше средств, чтобы в дальнейшем конкуренты с ними договаривались. Со слабыми никто договариваться не будет, их либо разорят, либо купят». В то же время Подольский считает, что на московском ритейловом рынке может сложиться такая же ситуация, как, например, в Польше в отдельных сегментах рынка производства потребительских товаров. «Там в начале 90-х между собой очень жестко конкурировали около 20 предприятий, которые производили безалкогольные напитки, а потом пришли Coca Cola и Pepsi Cola и теперь конкурируют только между собой».

Полина ЗВЕРЕВА