Время новостей
     N°140, 05 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2008
Экипажи прощаются с Lufthansa
Бортперсонал авиакомпании готов начать забастовку
На Lufthansa надвигается новая гроза. Не успело руководство авиакомпании перевести дух после подписания мирового соглашения с бастовавшими наземными службами, как о готовности бороться за повышение зарплаты заявили те, кого называют бортперсоналом (пилоты, штурманы, инженеры, проводники). «В любую минуту может начаться стачечная борьба», -- предупредил в газете Financial Times Deutschland глава профессионального объединения пилотов Cockpit Торстен Гоммерт. В ближайшие дни может быть принято решение о проведении «предупредительной забастовки» (продлится три часа) 5 тыс. представителей летного состава. Эта форма протеста, как утверждают эксперты, станет для Lufthansa куда более чувствительной, чем прошедшие стачки, организованные профсоюзом ver.di, в которых главным образом принимали участие технические сервисные службы, а также подразделения, снабжающие пассажиров питанием.

Всю прошлую неделю авиакомпанию лихорадило из-за забастовки технических работников, и в итоге руководство Lufthansa было вынуждено пойти на уступки. С субботы сотрудники наземных служб усердно исполняют свои должностные обязанности по новым тарифным сеткам. Но расписание полетов авиакомпании до конца так и не стабилизировалось. Вчера, например, выпало около 130 рейсов, включая около 30 трансконтинентальных. В последующие дни будет отменяться в среднем по 40 рейсов. И лишь к пятнице оперативные службы авиалинии ожидают нормализовать обстановку и отменить спецрасписание, введенное в связи с прошедшей забастовкой.

Причиной напасти, надвигающейся на Lufthansa, являются, как считают представители самих пилотов, многочисленные нерешенные тарифные проблемы как в дочерних предприятиях Eurowings и CityLine, так и в головной компании. Представители обеих «дочек», в которых в прошлые месяцы прошли забастовочные акции, ведут переговоры о повышении заработной платы. На сегодня руководство Lufthansa предложило прибавку жалованья на 6%, что лидеры Cockpit посчитали унизительным и тотчас же отклонили оферту, назвав эту цифру «непригодной к обсуждению». Зарплата персонала дочерних компаний приблизительно на четверть меньше, чем у работников самой Lufthansa. Теперь взбунтовавшиеся пилоты Eurowings и CityLine требуют, во-первых, приравнять их месячные зарплаты к зарплатам пилотов материнской компании, во-вторых, учесть недоимки прошлых лет. Кроме того, они настаивают на справедливом распределении премиальных долей от многомиллиардной годовой прибыли авиагруппы.

Даже непродолжительные предупредительные забастовки летного состава могут оказаться тяжелым ударом по Lufthansa, не идущим ни в какое сравнение с той игрой на нервах администрации, которую демонстрировали наземные службы на прошлой неделе. Для примера: недавние двухдневные забастовки 1100 пилотов Eurowings и CityLine выбили из расписания 1500 рейсов. Это существенно больше, чем за всю прошлую забастовочную неделю. Представитель Lufthansa признался корреспонденту «Времени новостей», что никакое спецрасписание не сможет возместить урон, который будет причинен пассажирам и соответственно концерну.

Впрочем, забастовка наземного персонала принесла убытки не только Lufthansa, она сулит неприятности шефу профсоюза ver.di Франку Бзирске, который был одним из ведущих организаторов и вдохновителей стачки. Как выяснилось, пока рядовые сотрудники, вдохновленные г-ном Бзирске, боролись за свои права, профсоюзный босс успел слетать в краткосрочный отпуск в Лос-Анджелес, причем первым классом за счет Lufthansa. Когда об этом стало известно, г-н Бзирске принес свои извинения за проступок, заявил об «утрате чувствительности» и «недооценке той опасности, которую таит в себе общественное восприятие этого полета». Самобичевание профактивиста достигло своего апофеоза, когда он заявил в интервью крупнейшей бульварной газете Германии Bild-Zeitung, что «обратился в наблюдательный совет авиакомпании с просьбой выставить полный счет за использованные бесплатные авиабилеты».

Даже если руководство Lufthansa и снимет с души профлидера этот грех, репутация его надолго останется подмоченной. «Если он не уйдет добровольно, -- сказал генеральный секретарь оппозиционной Свободно-демократической партии Дирк Нибель, -- члены профсоюза должны сами выставить его стул за дверь». А эксперт по экономике правящего партблока ХДС/ХСС негодовал: «Бзирске действует по принципу «говорить налево, жить направо». Вообще-то ему необходимо оставить свой пост. Во время рабочей борьбы он бросил своих людей на произвол судьбы. И это не просто плохой стиль».

Юрий ШПАКОВ, Берлин