Время новостей
     N°137, 31 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2008
Бумажный солдат на Диком поле
В программе Венецианского фестиваля оказалось два российских фильма
Странно, но в этом году Марк Мюллер, главный по Венеции, не нашел для своего фестиваля ни одного китайского фильма (а ведь совсем недавно на Китае был сделан специальный акцент), зато в конкурсе из 20 картин четыре итальянских, четыре американских, четыре французских (считая копродукции), три японских. Русских, эфиопских, турецких и бразильских -- по одному. Есть, правда, один фильм совместного бразильско-китайско-гонконгско-японского происхождения.

Фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» (первоначальное название «Отряд») в России почти никто не видел, эта картина как будто заранее предназначалась для венецианского конкурса, где Герман не новичок -- он уже участвовал в нем с фильмом «Гарпастум» и еще раньше, в 2003 году, в программе «Горизонты» показал свой первый фильм «Последний поезд», отмеченный "специальным упоминанием жюри за лучший дебют".

В этом году в «Горизонтах» будет показан фильм «Дикое поле» Михаила Калазатошвили, снятый по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова, двух безвременно ушедших из жизни и, видимо, гениальных кинематографистов. Этот фильм уже показали на «Кинотавре», и он получил несколько призов и завоевал явную симпатию критиков.

Странное совпадение, но российская реальность в этом году в Венеции будет представлена через фигуру доктора. В «Диком поле» странный доктор (Олег Долин) живет в степи, где нет времени, нет будущего, нет близких, но он не может уехать, потому что с даосским смирением принимает свою судьбу: раствориться в этих диких просторах, слиться с ними, переплавить свое «я» в холмы и ветры...

В фильме «Бумажный солдат», созданном по сценарию самого режиссера, герой тоже врач. Он готовит к полету будущих российских космонавтов. Живет на Байконуре, где лагерь для космолетчиков соседствует с бараками для заключенных. Любит двух женщин. Мечется перед выбором -- и житейским, и экзистенциальным.

В отличие от «Дикого поля», где неопределенно, да и не важно, когда происходит действие, время и дух эпохи для этого ретрофильма имеют большое значение. Это 60-е, годы, когда, по мнению Германа-младшего, интеллигенция была снова увлечена иллюзией переустройства мира. Это время больших надежд, к несчастью, не исполнившихся... Сам Герман говорит об этом так: «Почему речь идет о полете? Наверное, потому, что это пик надежд 60-х годов. Потому что если мы посмотрим, то в истории есть много странных совпадений. Например, в 68-м году погиб Гагарин, в 68-м году советские войска вошли в Чехословакию, по-моему, в 68-м году погиб великий физик Ландау. И в 68-м году эпоха надежд начала рушиться, и все это привело к застою. Поэтому мне кажется, что в фильме пик -- взлет, великое событие, которое дало стране возможность действительно быть первой. Мы, к сожалению, не так часто были первыми».

Впрочем, несмотря на тщательное воспроизведение примет времени, фильм о внутренних переживаниях, довольно камерный и совершенно авторский по форме, то есть не рассчитан на общепринятые и облегчающие восприятие стереотипы. С бюджетом в 4 млн долл., которые в основном дали канал «Россия» и Федеральное агентство по кино. Как эту сложную и очень российскую историю воспримут в Венеции?

Фестиваль откроется 27 августа фильмом братьев Коэнов «Сжечь после прочтения» (речь идет о дневнике секретного агента), но этот ожидаемый шедевр будет показан вне конкурса. А фильм Тео Ангелопулоса, тоже предположительно внеконкурсный, вообще не будет показан -- режиссер отказался от участия в последний день перед объявлением программы. Потому что исполнители главных ролей не смогут быть на премьере. Высокие отношения.

Самым известным у нас режиссером -- участником конкурса, оказался, таким образом, Такеши Китано. Ну и его соотечественник Хаяо Миядзаки с очередным анимационным фильмом. Кстати, в конкурсе две анимационные картины -- вторая тоже японская, от Осии Мамору.

В общем, конкурс будет полон сюрпризов, и жюри под руководством Вима Вендерса будет решать непростую задачу. Есть в жюри и наш человек -- кинодраматург и поэт Юрий Арабов. Завершится фестиваль 6 сентября.

Глеб МЫШКИН
//  читайте тему  //  Кино