Время новостей
     N°134, 28 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2008
Федун против Старостина
Очередная эпоха конфликтов в московском «Спартаке» уникальна тем, что впервые в новейшей российской футбольной истории человек, являющийся владельцем клуба, должен понять: владеть футбольной командой с традициями и амбициями -- не то же самое, что нефтяной компанией или инвестиционным фондом. В реальности совладельцами таких клубов, как «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», всегда являются болельщики.

Если владеешь нефтяной компанией, ты волен принимать любые решения, ни на кого не оглядываясь, просто по праву собственника. Ошибешься с решениями -- понесешь убытки или потеряешь бизнес. Но никого, кроме близких и работников компании, волновать это не будет. Если владеешь таким «активом», а на самом деле пассивом (ведь прибыли он не приносит), как московский «Спартак», болельщики все равно невольно оказывают влияние на менеджерские решения. При этом ошибки вызывают неподдельный гнев миллионов людей.

Похоже, владелец самой популярной футбольной команды России Леонид Федун только сейчас начинает осознавать глубину этой проблемы. Баннер «Он все видит» с изображением легендарного футболиста «Спартака», автора названия и многолетнего начальника клуба Николая Петровича Старостина, которым болельщики московского «Спартака» украшают последние матчи чемпионата России, фактически направлен именно против нынешнего владельца клуба. Одному из предшественников г-на Федуна в нелегком деле финансирования «Спартака» -- Андрею Червиченко -- торсида «красно-белых» в свое время адресовала знаменитый баннер «Чемодан--вокзал--Ростов», намекая на географическое происхождение утратившего доверие "хозяина" клуба.

И это еще сравнительно мягкое выражение болельщицкого недовольства. Когда американский миллиардер Глейзер купил «Манчестер Юнайтед», часть фанатов МЮ постоянно ходила на стадион с баннером «Сдохни, сдохни, Глейзер». Но быстренько свернула его, как только американец оставил главным тренером команды сэра Алекса Фергюссона, не стал скупиться на покупку талантливых игроков, а главное, как только команда начала одерживать большие победы. От любви до ненависти один шаг, как и от ненависти до любви.

От «Спартака», одного из самых титулованных клубов советского футбола, в 90-е годы прошлого века практически единолично выигрывавшего все чемпионаты России, болельщики давно ждут крупных побед. Но побед все нет и нет. При этом владелец клуба, поддерживая генерального директора Сергея Шавло и главного тренера Станислава Черчесова, работа которых (а время, чтобы показать свою профпригодность, у них явно было) привела к всплеску возмущения фанатов, он бросает прямой вызов болельщикам -- главным людям в футболе. Конечно, увольнять тренера или гендиректора под влиянием болельщиков не нравится ни одному хозяину команды. С другой стороны, если Черчесов отправляет в дубль, как нынче модно выражаться, спартаковскую «икону» Егора Титова (помните, Егор в прошлом году отказался играть за сборную именно ради клубной карьеры), отвечает за конфликт не только тренер, но и владелец команды. Хотя бы потому, что дает карт-бланш этому тренеру.

В «Спартаке», как и в любой другой команде с именем, бывали конфликты между тренерами и знаковыми игроками. Олег Романцев выгонял из клуба Андрея Тихонова, которому никогда невозможно было предъявить серьезных игровых претензий, со скандалом покидал клуб самый титулованный российский футболист Дмитрий Аленичев, публично выступивший за отставку тренера Александра Старкова (кстати, на мой вкус, уж точно не менее хорошего специалиста, чем Черчесов). Сам Леонид Федун покупал клуб в ситуации скандала: прежние хозяева команды рассорились с болельщиками вчистую.

Да, болельщики капризны и требовательны -- у тех клубов, которые своими большими победами давали основания для такой требовательности. Да, болельщикам кажется, что они разбираются в футболе лучше. И казаться так им будет ровно до того времени, пока команда не вернет победные традиции.

Николай Старостин смотрит с баннера на Леонида Федуна своим известным испепеляюще-проницательным взглядом и словно спрашивает: «Интересно, как он выкрутится?» Возможно, в карьере успешного бизнесмена Леонида Федуна еще не было такого вызова, какой брошен ему судьбой в московском «Спартаке». Впрочем, команду можно просто продать. И тогда уже у новых владельцев будет болеть голова, как конвертировать великое прошлое легендарного клуба в достойное настоящее.

Семен Новопрудский