Время новостей
     N°130, 22 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2008
Катастрофа "летающей крепости"
Американский бомбардировщик В-52 приземлился в океан
Разбился американский стратегический бомбардировщик В-52. Он рухнул в волны Тихого океана в 3.45 по московскому времени в ночь на 21 июля в 40 км к северо-западу от городка Эпра-Харбор на острове Гуам. Этот остров находится в северо-западной части Тихого океана, входит в группу Марианских островов и имеет статус так называемой «внешней территории» США. На Гуаме, соседствуя с многочисленными курортами, базируются кроме В-52 бомбардировщики В-1 Lanсer и «невидимки» В-2, там же находится база атомных подводных лодок. Вместе они успешно контролируют всю Юго-Восточную Азию. В феврале этого года там разбился В-2. Тогда двое пилотов катапультировались. Была названа и причина катастрофы: «накопление влаги в датчиках самолета». Потерю командование американских ВВС оценило тогда почти в 1,5 млрд долл. Полеты В-2 возобновили лишь в конце апреля.

На этот раз в районе катастрофы В-52 была проведена массированная спасательная операция с участием сил ВВС, американской береговой охраны и местного пожарного департамента. Поверхность воды в зоне крушения усеяна обломками и пятнами топлива. Катера береговой охраны спасли двоих членов экипажа из шести. Ни о состоянии спасенных, ни о судьбе остальных летчиков американцы не сообщают.

В-52 сегодня составляет основу боевой мощи стратегической авиации США. «Летающая крепость», как еще называют этот самолет, был введен в боевой строй американских ВВС в 1955 году. С тех пор они активно использовались в конфликтах в самых разных точках планеты. Особую известность эти машины получили во время бомбардировок Вьетнама и некоторых других стран Юго-Восточной Азии. Сегодня это один из самых старых действующих самолетов в мире. Но он по-прежнему способен нести под своим крылом крылатые ракеты, обычные и ядерные бомбы различных типов.

Наибольшее любопытство и тревогу вызывает вопрос, находился ли разбившийся на Гуаме ракетоносец на боевом дежурстве и, следовательно, нес ли на своих консолях крыльев ядерное оружие? Представитель командования ВВС США сообщил, что В-52 дежурство не нес, а должен был принять участие в параде в честь очередной годовщины освобождения Гуама от японских войск в 1944 году. Официальный же представитель авиабазы Андерсен отказался подтвердить эту информацию. Это разночтение усилило подозрение относительно того, что на борту В-52 могло находиться ядерное оружие.

Такое подозрение имеет право на существование. В его пользу свидетельствует большая часть истории эксплуатации этих машин. В 1958 году В-52 с ядерным оружием на борту потерпел крушение в Техасе, в 1961 году разбился в Калифорнии, в 1964 году потерпел аварию в штате Мэриленд. Во всех этих случаях обошлось без инициирования ядерного взрыва. В 1962 году над местечком Поломарес в Испании В-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту на высоте 9300 м столкнулся с топливозаправщиком К-135. Три бомбы упали на землю, вызвав загрязнение плутонием. Четвертое «изделие» упало в море, его искали целых два месяца. С места катастрофы было снято и вывезено 1400 т зараженной почвы и растительности. В 1968 году В-52 с атомными бомбами на борту разбился под авиабазой Туле на территории Гренландии, было вывезено 6700 кубометров зараженного льда. Через год та же история произошла недалеко от канадского города Торонто, еще через год -- на территории США, когда погибли три члена экипажа. И опять во всех трех случаях Бог миловал -- бомбы не взорвались.

Конечно, американцы сделали выводы из серии катастроф. Но опасные приключения В-52 продолжались и в наши дни. 30 сентября 2007 года стратегический бомбардировщик с шестью крылатыми ракетами AGM-129 с ядерными боеголовками пролетел над территорией Соединенных Штатов 2400 км. Этот казус признан американцами самым опасным нарушением в сфере ядерной безопасности за последние 40 лет. Оказалось, ядерные ракеты подвесили «по ошибке». Пятеро офицеров были уволены. Нет гарантий, что причиной вчерашней катастрофы также не стала человеческая ошибка такого же рода.

До сих пор США не собирались отказываться от проверенного в боях ветерана, однако военный бюджет 2008 года предусматривает сокращение численности В-52 с 76 самолетов до 56. Сэкономленные деньги будут направлены на закупку перспективного стратегического бомбардировщика, который появится лишь в следующем десятилетии, а также новых истребителей F-22 и F-35. Военные противятся такому сокращению, мотивируя свою позицию тем, что заменить ветерана пока нечем: производство «невидимок» В-2 прекращено из-за чрезмерно высокой стоимости, а 82 сверхзвуковых бомбардировщика В-1В выведены из состава стратегических сил и используются для решения тактических задач. Так что потенциально опасные американские «стратеги» В-52 будут летать еще долго.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России