Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
Нужна ли России война против Ирака?
Москва может больше потерять, чем приобрести
Американские угрозы развернуть военную кампанию против Ирака служат в эти дни своеобразными подпорками для нефтяных цен, которые так и норовят упасть. «Опасения, что США начнут против Ирака обещанную операцию, стабильно поддерживают нефтяной рынок», -- пишет влиятельная арабская газета «Аль-Хайат». Психологическая поддержка, которую оказывают экспортерам американцы (крупнейшие потребители сырья в мире), ощутима: буквально в эти дни цена барреля нефти повысилась на полдоллара-доллар. Достаточно было пары резких фраз руководителей Ирака и США, чтобы экспортеры получили около полумиллиарда долларов дополнительных доходов в день.

Так рынок реагирует на вероятность того, что из-за войны иракская нефть на какое-то время исчезнет с торгов. Если это случится, то в первые дни военных действий цены на «черное золото» взберутся на головокружительную высоту. До 36 долларов за баррель, как это было в период иракской агрессии против Кувейта во втором квартале 1990 года и ответной операции антииракской международной коалиции «Буря в пустыне» в начале 1991-го.

России, как нефтяному экспортеру, рост цен выгоден. Однако всплеск цен, судя по опыту предыдущих кризисов в Персидском заливе, будет кратковременен. Средняя цена за баррель нефти в военные 1990--1991 годы не превысила 25 долларов за баррель. США, ежедневно закупающие из-за рубежа около 10 млн баррелей нефти, не допустили слишком высоких цен. У американцев достаточно рычагов, чтобы держать рынок под контролем.

Ценовые козыри США

Во-первых, это американские нефтяные резервы, создаваемые с середины 70-х (после шантажа арабских экспортеров, недовольных позицией США во время арабо-израильской войны 1973 года) как раз на случай прекращения поставок из зоны Персидского залива. В первые дни «Бури в пустыне» президент США Джордж Буш-старший распорядился выбросить на внутренний рынок часть запасов, около 17 млн баррелей, увеличив предложение сырья и сдержав рост цен на него. Сегодня эти резервы, а накопилось около 600 млн баррелей, вполне могут пригодиться.

Но главное -- это строптивая, но вполне лояльная США Саудовская Аравия. Она самый крупный мировой добытчик нефти и единственный, кто может легко менять объемы экспорта, воздействуя на рынок. В конце 1990-го и начале 1991 года Саудовская Аравия резко увеличила добычу нефти, в то время как нефтяное производство двух других из 11 членов ОПЕК (Организация стран -- экспортеров нефти), Ирака и Кувейта, в разгар войны опускалось до нулевой отметки. И если до августа 1990 года саудовская квота в ОПЕК составляла 24% от общей нефтедобычи картеля, то в феврале 1991-го она равнялась уже 35%. При этом картель контролировал тогда около 40% мировой нефтедобычи.

Итак, США вполне смогут удержать в узде цены на нефть. А дальше, если военная операция против Ирака пойдет успешно, к чему американцы явно стремятся, они наверняка перейдут к следующей фазе усиления контроля над нефтяными поставками. Напомним, цель планируемой американцами операции -- смещение в Ираке режима Саддама Хусейна, посильную поддержку которому оказывает Москва, и приведение к власти в Багдаде ставленников США.

Сладкая «ось зла»

Чем будут расплачиваться благодарные «марионетки», если заговор удастся? Тем же, чем Саддам сегодня обещает платить российским компаниям: нефтью, газом и крупными контрактами по восстановлению разрушенной, отсталой экономики. Багдад в состоянии обеспечить эти контракты нефтедолларами.

До событий 1990 года, напомнила на днях американская газета The Christian Science Monitor, Ирак был шестым по значимости поставщиком нефти для США. «Президент Джордж Буш может считать Ирак частью «оси зла», но его нефть сладка», -- добавляют эксперты этого издания. Да и сегодня, как следует из отчета управления энергетической информации при минэнерго США, почти 9% топлива, поступающего на американский рынок, -- иракского происхождения. В прошлом году американские компании (в основном через российских посредников) стали покупателями половины всей иракской нефти, идущей на экспорт в рамках гуманитарной программы ООН.

Ирак -- лакомый нефтегазовый кусок для международных инвесторов, а для американских -- особенно. Кто овладеет Ираком, тот, когда с этой страны снимут международные санкции, заполучит мощный рычаг управления мировым нефтяным рынком. Крупнейшие нефтегазовые месторождения Ирака из-за долгой войны не освоены, что делает эту страну гораздо привлекательнее Саудовской Аравии.

Пустыни «черного золота»

Разведанные нефтяные запасы Ирака -- 112 млрд баррелей. Таких неосвоенных месторождений-гигантов нет больше нигде в мире. Потенциал одного только Багдадского месторождения -- 10 млрд баррелей, месторождения «Маджнун», по разным данным, -- от 11 до 20 млрд., «Западной Курны» -- 8 до 15 млрд, «Хальфайа» -- 4 млрд, «Бай Хассан» -- 2 млрд, «Нахр Умр» -- тоже 2 млрд баррелей (см. карту).

Часть месторождений, разработка которых возможна только после снятия санкций, иракцы пообещали отдать в концессию россиянам («Западную Курну», например). На других, главным образом на юге, россияне уже выполняют сервисные контракты, не противоречащие режиму санкций. Впервые наши компании допущены иракцами к бурению нефти на севере страны, где когда-то работали только западники.

Между тем нефтяные запасы Ирака могут вырасти минимум до 200 млрд баррелей после разведки современными методами в районе Западной пустыни у границ Иордании и Саудовской Аравии. Там же предполагаются крупные запасы газа. Благодаря новым поискам Ирак станет бесспорным нефтегазовым лидером мира.

Нефть и газ не единственное, что можно осваивать в Ираке. Наши компании строят и ремонтируют там электростанции, плотины, поставляют автомобили и тракторы, а российские военные не скрывают, что после отмены санкций готовы возобновить поставки оружия. За его поставки в советские времена Ирак задолжал нам до 8 млрд долларов. «После снятия санкций иракцы обязательно вернут долг», -- заверил газету «Время новостей» посол России в Ираке Александр Шеин.

Иракцы торопятся завалить россиян текущими поставочными и сервисными контрактами, за полгода сегодня их подписывают на сумму до 2 млрд долларов. До 200 млн долларов в год российские компании получают за посредничество при экспорте иракской нефти. Наконец, на следующий год иракцы хотят предложить Москве новые контракты на сумму до 4 млрд долларов, а перспективные проектные предложения Ирака России достигают сногсшибательной суммы 40 миллиардов.

Новая война в Персидском заливе перечеркнет эти планы. Но Ирак при этом не исчезнет с нефтяной карты мира. Новые проамериканские власти с помощью западных компаний быстро восстановят нефтегазовую промышленность этой страны. Россия не только окажется вытесненной из этого процесса, но и получит в лице Ирака мощного конкурента.

ЕЛЕНА СУПОНИНА