Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
Югославские военные защищают свои тайны
Гаагский трибунал пока остался без документов
Громкий скандал, связанный с арестом по обвинению в шпионаже вице-премьера Сербии Момчилы Перишича, вновь напомнил об остром конфликте в белградском руководстве. Генерала Перишича, возглавлявшего до 1998 года генштаб югославской армии, а затем уволенного Милошевичем за критику его действий в Косово, арестовали в четверг поздно вечером во время встречи с сотрудником американского посольства в Белграде Джоном Дэвидом Нейбором. Одновременно военная контрразведка задержала дипломата и еще двух граждан Югославии. По утверждению военных, вице-премьер передал собеседнику секретные материалы, затрагивающие национальные интересы. Речь идет об аудиозаписях, сделанных на заседании коллегии генштаба югославской армии, а также о других документах, которые, как предполагается, могут доказать причастность Слободана Милошевича к военным преступлениям, в которых его обвиняет Гаагский трибунал.

Ход процесса не устраивает прокуроров -- пока обвиняемый довольно успешно отбивается от показаний свидетелей, тем более что большинство улик носят косвенный характер. Сербский премьер Зоран Джинджич, инициатор выдачи Милошевича в Гаагу, недавно обрушился с резкой критикой на трибунал, который, по его мнению, превратился в трибуну для пропаганды взглядов экс-диктатора. На днях государственное сербское телевидение даже решило прекратить прямую трансляцию, ссылаясь на отсутствие денег. Однако наблюдатели в Белграде полагают, что истинная причина -- нежелание властей и дальше способствовать росту популярности Милошевича. Так или иначе, но доказательства против бывшего президента Югославии Гааге сейчас нужны позарез, и Перишич, бывший сподвижник Милошевича, а теперь ближайший соратник Джинджича, очевидно, может в этом помочь.

Задержание Перишича и Нейбора (дипломата отпустили через 15 часов) вызвало ярость в Вашингтоне. Посол США в Югославии Уильям Монтгомери назвал происшедшее выпадом против Америки со стороны югославских военных, потребовав немедленно наказать всех виновных в «подстроенном» инциденте, который «может вызвать кризис в отношениях США и СРЮ». Джинджич назвал происшедшее возмутительным свидетельством того, что военные не подчиняются гражданскому контролю. Куда осторожнее высказался давний оппонент Джинджича президент Югославии Воислав Коштуница. Он удивлен тем, что арест произведен без ведома высшего руководства (проинформирован был лишь советник Коштуницы по безопасности Раде Булатович), однако не сомневается в его законности и предложил разобраться, следует ли лишить Перишича депутатского иммунитета. В субботу вице-премьер и двое его коллег были отпущены после допроса, документы переданы для изучения в военную прокуратуру.

Конфликт между лидерами Югославии, откровенно прозападным Джинджичем и умеренным националистом Коштуницей, начался почти сразу после достижения общей цели -- смещения осенью 2000 года Слободана Милошевича. После того как в прошлом году Джинджич в обход югославской конституции и без ведома Коштуницы санкционировал выдачу Милошевича Гаагскому трибуналу, отношения бывших соратников совсем испортились. С тех пор единомышленники Коштуницы не раз обвиняли сербское руководство в коррупции и связях с организованной преступностью, а сторонники Джинджича упрекали власти СРЮ в том, что они тормозят демократические перемены. Окончательному расколу в рядах бывшей «Демократической оппозиции Сербии» мешало только осознание того, что полномасштабного политического кризиса неустойчивое государство может просто не выдержать.

На ситуацию в Югославии активно влияет и давление Запада. Летом прошлого года именно угрозы лишить Белград помощи, если Милошевича не выдадут до начала международной конференции доноров, заставили Джиниджича форсировать его экстрадицию. Теперь он обвиняет военных в том, что провокацию с задержанием Перишича устроили специально в преддверии очередного крайнего срока, установленного Вашингтоном. США грозят заморозить экономическую помощь, если к 31 марта Белград не возобновит полномасштабного сотрудничества с Гаагским трибуналом, приняв соответствующий закон и включившись в поиск бывших лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича.

Архитектором нынешнего конфликта многие считают преемника Перишича на посту начальника генштаба генерала Небойшу Павковича, который сохранил пост и после отставки Милошевича. Он участвовал в субботнем экстренном заседании высшего государственного и военного руководства Югославии, которое Коштуница созвал по возвращении с саммита ЕС в Барселоне. В интервью газете «Время новостей» в октябре 2000 года, вскоре после смены власти, г-н Перишич заявлял: «Пока Павкович сидит в кресле начальника генштаба, демократии в Сербии не будет. Сейчас Павкович послушен Коштунице и, я думаю, ведет себя так по соглашению с Милошевичем. Но если мы хотим сохранить достигнутое, то тех, кто был, если так можно выразиться, синонимом режима, кто все еще подчиняется и охраняет Милошевича, необходимо сменить. Если Павкович останется, то есть риск, что режим силой попытается вернуть власть».

Игорь МАКСИМОВ