Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
«Внутри России рынка нет»
Мелкие нефтяники пытаются пролезть в экспортную трубу
Представители малых и средних нефтегазодобывающих компаний попытались отстоять свои интересы, приняв в субботу проект обращения к Владимиру Путину с просьбой разрешить им экспортировать 60% добытой нефти. Они утверждают, что сейчас для них «экспорт закрыт, а внутри России рынка нет», в результате приходится продавать сырье по цене чуть ли не ниже себестоимости, которая у них немаленькая. Депутаты Госдумы предложили малым нефтяникам «найти деньги», чтобы законодательство было в их пользу.

Представителей малого и среднего нефтегазового бизнеса собрал за круглым столом Владимир Литвиненко -- ректор Санкт-Петербургского горного института, член рабочей группы Госсовета и №1 в неформальном рейтинге питерцев, которых Владимир Путин может призвать на высокие властные должности. Г-н Литвиненко сообщил, что президент протянул им руку: он готов обсуждать проблемы малого нефтебизнеса, но только в том случае, если среди самих нефтяников не будет разрозненности и они смогут организоваться. «Нужна госполитика в области добычи минерального сырья, -- говорит г-н Литвиненко. -- Мы сейчас ничего не делаем по созданию институтов управления сырьевым комплексом -- этим занимаются аж девять министерств, то есть никто ни за что не отвечает». Вся политика, по мнению ректора, управляется крупными нефтекомпаниями: премьер Михаил Касьянов, по его словам, недавно попросил представителей крупного бизнеса разработать энергетическую стратегию страны. Мелкие нефтяники в каждом выступлении говорили, что подобная постановка вопроса означает конец их деятельности.

Малые и средние нефтекомпании разрабатывают, как правило, «трудные» месторождения -- у них не хватает денег для победы на аукционах по продаже лицензий на освоение больших и с легкой добычей. Они используют технологии, которые иногда даже эффективнее, чем у крупных компаний, и с их помощью стараются выкачать пласт до конца, а не бросить его, когда добыча становится малорентабельной. В последние полгода жизнь их еще более осложнилась. Сначала упали цены на нефть, и в условиях ограничений российского экспорта у многих компаний снизились доходы от этого вида деятельности. Кроме этого, с вступлением в силу нового Налогового кодекса налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от объема запасов месторождений, а не от стоимости добычи. Переполнило чашу терпения мелких нефтяников принятие поправок к закону «О естественных монополиях», которые определяют порядок доступа к экспортным трубопроводам: он стал зависеть от пропускной способности трубы. В результате небольшие нефтекомпании были вынуждены работать только на внутреннем рынке, но так как все перерабатывающие мощности принадлежат конкурентам -- крупным нефтекомпаниям, то нефть иногда приходится продавать по весьма низким ценам.

Все эти трудности побудили представителей малого нефтебизнеса написать обращение к президенту и попросить хоть как-то улучшить их жизнь. Они полагают, что глава государства должен вначале дать ответ на вопрос: а нужны ли России вообще мелкие нефтяники? Если же нужны, то, делают нефтяники вывод, государство должно их поддержать. Например, как можно скорее дать им право на экспорт либо 100% добытой нефти, либо, в крайнем случае, 60% (крупные нефтекомпании экспортируют около 30%), отменив при этом поправки к закону «О естественных монополиях».

Депутаты Госдумы из комитета по энергетике, транспорту и связи заметили, что просто обращением к президенту добиться увеличения экспорта невозможно. Объемы поставок за рубеж, говорит зампред комитета Владимир Медведев, зависят от пропускной способности трубы. Значит, чтобы дать возможность мелким нефтяникам больше экспортировать, надо уменьшить квоту крупных нефтекомпаний. А крупный бизнес, естественно, будет против. Мелкие бизнесмены парировали, что, дескать, крупные компании вертикально интегрированные и помимо нефти в больших объемах экспортируют нефтепродукты. В таком случае, сказал г-н Медведев, нужно не просто обращаться к президенту, а разрабатывать порядок доступа к экспортной трубе, который учитывал бы поставки нефтепродуктов крупными компаниями.

Что касается закона «О естественных монополиях» и Налогового кодекса, то, как выразился председатель совета директоров «Волга-нефти» Леонид Скворцов, «хорошие законы требуют хороших денег -- на хорошее обоснование». Его рьяно поддержал один из зампредов думского комитета по энергетике, который заявил, что принятая поправка к антимонополистическому закону стоила 400 тыс. долларов, и добавил: «А у вас (представителей мелкого нефтебизнеса. -- Ред.) была возможность ее отменить, и это обошлось бы вам в 100 тыс. долл., но вы этой возможностью не воспользовались».

Денег все же было решено ни на что не выделять, а попробовать пролоббировать свои интересы через президента. Возможно, Владимиру Литвиненко удастся довести до Владимира Путина чаяния мелкого и среднего нефтебизнеса.

Николай ГОРЕЛОВ, Санкт-Петербург--Москва