Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
В теории -- хорошо, на практике -- невыполнимо
Антимонопольная борьба по брюссельским рецептам
Берлинский корреспондент газеты «Время новостей» ЮРИЙ ШПАКОВ беседует с министром экономики и средних предприятий, энергетики и транспорта немецкой федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия ЭРНСТОМ ШВАНХОЛЬДОМ.

-- Господин министр, судя по всему, либерализация рынка газа в Европе привела в движение транснациональные энергогиганты. Насколько соответствует этой логике развития предполагаемое слияние E.ON и Ruhrgas? Вас этот вопрос должен особенно волновать -- ведь оба предприятия расположены в земле Северный Рейн -- Вестфалия.

-- С моей точки зрения, предполагаемое мажоритарное участие E.ON в акционерном капитале Ruhrgas удачно вписывается в модели развития европейского газового рынка. Либерализация, начатая в 1998 году, привела к тому, что немецкие предприятия, по крайней мере межрегиональные и транснациональные газоснабженческие компании, оказались в условиях ужесточения конкурентной борьбы в Европе. Сам рынок и конкуренция на нем в последние годы все больше интернационализируются. Эту тенденцию можно отчетливо проследить на увеличении удельного веса иностранных фирм на немецком рынке энергии: шведская компания Vattenfall, например, стала четвертым «игроком» на этом рынке. Дальнейшая реализация брюссельской директивы в ее нынешнем виде и впредь может вести к ускорению этих процессов.

-- Иначе говоря, мы имеем дело с организованным наступлением иностранных компаний на привлекательный немецкий рынок?

-- Совершенно верно, и по этой причине немецкие предприятия должны быть готовы к соперничеству как у себя дома, так и за рубежом. У нас два таких конкурентоспособных предприятия, E.ON и Ruhrgas, и я считаю, что объедение их потенциалов полностью отвечает национальным интересам Германии в обеспечении собственной энергетической безопасности.

-- Возможно ли раздробление целостного рынка газа в Германии, как это произошло в свое время на рынке нефтепродуктов, сегодня, по сути дела, поделенном между иностранными транснациональными концернами?

-- Рынок природного газа в Германии уже давно развивается в условиях международного соперничества. Правда, у природного газа своя специфика, выражающаяся в привязке компании к определенному трубопроводу. Но если национальные компании не примут необходимых мер, мы не можем исключить подобного развития.

-- Тем не менее федеральное антимонопольное ведомство запретило слияние E.ON и Ruhrgas. Теперь последняя надежда сторонников проекта -- министр экономики Мюллер. Победят ли на сей раз национальные интересы «букву и дух» либерализации?

-- С точки зрения национальной политики намерение E.ON приобрести мажоритарное участие в акционерном капитале Ruhrgas следует приветствовать. Тем самым будет подкреплено стремление E.ON к расширению базы снабжения природным газом на растущем рынке. Мы намерены воспользоваться шансами для роста, которые нам открывает либерализация. Некоторые из главных европейских конкурентов немецких энергетических предприятий получили в последнее время серьезную подпитку со стороны акционеров. У нас предприятия должны заботиться сами о себе. И в этой ситуации наша задача -- обеспечить устойчивое развитие таких немецких предприятий, как, скажем, E.ON или RWE. Именно в этом русле я вижу неизбежность слияния E.ON и Ruhrgas.

-- Газовый бизнес интернационален по своей природе, и в его основе лежат долгосрочные соглашения. Уже 30 лет развивается сотрудничество между российскими производителями газа и его немецким импортером Ruhrgas. Пойдет ли на пользу этому сотрудничеству слияние немецких энергоконцернов?

-- Опыт сотрудничества «Газпрома» с немецкими импортерами, главным из которых является Ruhrgas, очень позитивен. Ruhrgas не только крупнейший в Германии импортер, но и наиболее значительный транспортировщик газа на дальние расстояния. Вместе с тем в секторе распределения газа между конечными потребителями Ruhrgas ориентирован не столь разносторонне, как E.ON. В снабжении мелких ремесленников или частных бытовых потребителей Ruhrgas практически не представлен. И в этом смысле E.ON -- идеальный партнер Ruhrgas. Соединение потенциалов двух наших крупных энергопредприятий окажет положительное влияние на дальнейшее развитие проверенной временем кооперации с россиянами. Для обеспечения надежной торговли энергоносителями подобные долгосрочные связи неизбежны -- не только для импортеров, но и для их партнеров они имеют первостепенное значение. Ведь производители не заинтересованы в постоянно падающих ценах, что могло бы возникнуть, если бы рынок газа наводнили краткосрочные «спотовые» сделки.

-- Однако похоже, что именно увеличение доли подобных мимолетных сделок и конкуренцию между их исполнителями и имеют в виду авторы брюссельской либерализации?

-- Идея Брюсселя относительно усиления конкуренции сама по себе правильная, и ее авторы скорее всего хотели сделать как лучше. Но она неприменима для рынка природного газа с его неизбежной привязкой к долгосрочным кооперациям и инвестициям. Все хорошо выглядело в теории, но оказалось невыполнимым на практике.

-- Противники слияния E.ON и Ruhrgas уверены, что в случае такой сделки на немецком рынке газа исчезнет конкуренция.

-- Национальные рынки природного газа все больше развиваются в направлении общеевропейского рынка. Поэтому и немецких продавцов газа я рассматриваю в первую очередь в контексте европейской конкуренции. Федеральное антимонопольное ведомство исходит из ситуации на внутреннем рынке Германии. С этой точки зрения укрупнение предприятий действительно не слишком способствует расширению конкурентного соперничества. Но перспективы развития рынка в ближайшие десятилетия убеждают нас в том, что снабжение энергоносителями в национальном масштабе будет определяться международным соперничеством. Поэтому я не вижу причин, по которым следовало бы отказываться от укрепления международных позиций наших предприятий.

-- На днях в отношении этого и Шредер наконец-то сказал свое веское канцлерское слово.

-- Кроме того, с заявлением по данному поводу выступил министр экономики Мюллер. Бесспорно, в процессе либерализации рынка газа в ЕС существует еще немало неурегулированных проблем. Уверен, мы с ними совладаем.

Беседовал ЮРИЙ ШПАКОВ