Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
Газ пустили на свободу
ЕС одобрил либерализацию энергорынка
К 2010 году у европейцев начнется новая жизнь. Практически все они поголовно будут иметь работу -- ЕС намерен добиться чуть ли не полной занятости, создав 20 миллионов новых рабочих мест. Места эти в основном придутся на отрасли высоких технологий (Евросоюз намерен стать мировым лидером в этой сфере), а трудиться придется в среднем до 65 лет (сейчас средний возраст выхода на пенсию в Европе -- 58). Наконец, сам ЕС планирует к этому времени не только значительно расшириться, что потребует значительных изменений формы политического управления объединением (их проект к следующему саммиту в Севилье должен предоставить Хавьер Солана), но и радикально повысить уровень конкурентоспособности на мировом рынке.

Все это вытекает из решений саммита Евросоюза, завершившегося в субботу в Барселоне. Форум, сопровождавшийся, как это теперь принято, бурными выступлениями антиглобалистов, одобрил пакет экономических реформ, главной из которых является либерализация энергорынка. Именно этот вопрос вызвал самые ожесточенные споры, до последнего не было понятно, удастся ли достичь компромисса. В конце концов Францию, главного противника быстрой либерализации, уговорили. С 2004 года право свободно выбирать поставщиков газа и электроэнергии получат предприятия, но не частные потребители. Либерализовано будет примерно две трети рынка. Компромисс, как водится, в полной мере не удовлетворяет ни одну из сторон. Премьер Франции Лионель Жоспен на итоговой пресс-конференции с трудом скрывал раздражение и довольно резко говорил о том, что коллеги-европейцы, мол, не хотят учиться на ошибках США, где непродуманная либерализация привела, например, к серьезнейшему энергокризису в Калифорнии. Сторонники свободной конкуренции, напротив, замечают, что ограничение прав домохозяев по выбору поставщика тормозит реформу, которая могла принести существенное снижение цен и стимулировать экономический рост.

Так или иначе, решение принято, и теперь споры перенесутся в сферу того, как оно будет воплощаться в жизнь. Здесь европейские дела напрямую затрагивают интересы России, а именно «Газпрома», крупнейшего поставщика газа в ЕС. Свободная конкуренция на газовом рынке предусматривает свободный же доступ всех желающих к газотранспортной системе, чего категорически не хотят ни поставщики, ни их оптовые покупатели, такие, как, например, немецкий Ruhrgas или французский Gaz de France. Не для того они вкладывали миллиарды в строительство газопроводов и заключали контракты на десятилетия вперед, чтобы своими руками создавать себе конкурентов. Впрочем, деваться-то некуда -- бороться против курса Еврокомиссии на либерализацию бесполезно, тем более что Брюссель отражает точку зрения миллионов потребителей. Так что газовым гигантам придется изобретать гибкую систему допуска к трубам, при которой и требование о свободной конкуренции будет соблюдено, и нынешние монополисты сохранят хотя бы общий контроль над рынком. Так, Германия активно пропагандирует свой опыт договоров по доступу к трубам (см. приложение «Энергия Европы»).

В целом итоги саммита вызывают много вопросов. В частности, насколько совместим курс на либерализацию единого экономического пространства со стремлением обязательно сохранить очень высокий уровень социальной защиты и гарантировать максимальную занятость. До сих пор считалось, что одно исключает другое.

Федор ЛУКЬЯНОВ