Время новостей
     N°142, 09 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2000
МПС повышает экспортный тариф
Имеет право
Железные дороги страны получили в прошлую пятницу от министра путей сообщения России Николая Аксененко указание поднять с 1 октября плату за экспортные перевозки нефтепродуктов и продукции черной металлургии. Экспорт «по шпалам» подорожает для нефтяников на 32%, а для металлургов -- на 22%.

Для компаний нефтяной отрасли повышение тарифа является наказанием за несговорчивость и непонимание потребностей железных дорог. Как заявил Интерфаксу помощник министра путей сообщения Валерий Зудин, железнодорожной отрасли необходимо компенсировать затраты на постоянно дорожающее дизельное топливо и топливный мазут. МПС, по словам Зудина, удерживало тарифы на перевозку экспортных нефтепродуктов с июня 1999 года. В то же время, отметил представитель МПС, нефтяные компании повышали цены на нефтепродукты для железнодорожников, мотивируя это тем, что действуют в рыночных условиях. В настоящее время эти цены достигают 6800--7200 рублей за 1 тонну дизтоплива, в то время как всего несколько месяцев назад тонна дизтоплива стоила в 2 раза меньше.

Министерство, пояснил Зудин, «пыталось найти компромисс с нефтяными компаниями по вопросу стоимости нефтепродуктов», однако не нашло понимания ни у нефтяников, ни в Министерстве по антимонопольной политике, которое согласно действующему законодательству регулирует большинство транспортных тарифов в России. Тогда МПС нанесло ответный удар в области экспортных перевозок, стоимость которых оно может устанавливать самостоятельно. В нефтяных кругах преобладает мнение, что производители топлива постараются компенсировать увеличение своих расходов адекватным повышением цен на нефтепродукты на внутрироссийском рынке.

С 1 октября также увеличены (хотя и не столь резко) железнодорожные тарифы на экспортные перевозки стали. Производители этого товара в отличие от нефтяников, возможно, попытаются на политическом уровне пролоббировать восстановление «статус-кво». В тот же день, когда глава МПС Николай Аксененко разослал подчиненным дорогам директиву о повышении тарифов, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский участвовал в совещании по проблемам транспортного узла «Владивосток». Одной из главных угроз развитию этого узла на совещании была названа тарифная политика МПС. В частности, по подсчетам выступивших там ораторов, из-за предыдущих повышений железнодорожных тарифов на перевозку металла в 2000 году комбинаты Сибири и Урала уже сократили отгрузку стального проката через дальневосточные порты на 3 млн тонн. Появились также сведения, что руководители крупнейших российских сталеплавильных комбинатов намерены жаловаться на последние решения МПС непосредственно главе кабинета министров.

Михаил КУКУШКИН