Время новостей
     N°44, 14 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2002
Народ ошибается
Владимир Путин по-прежнему против смертной казни
Свое отношение к смертной казни в который уже раз за последнее время высказали вчера представители законодательной и исполнительной власти. И если позиция президента осталась неизменной -- Владимир Путин против отмены моратория на исполнение смертных приговоров, -- то депутаты Госдумы продемонстрировали навыки быстрой смены мнения на противоположное. Нижняя палата отказалась одобрить обращение к главе государства с просьбой денонсировать протокол №6 об отмене смертной казни к Конвенции о защите прав человека. За постановление, внесенное фракцией ЛДПР, проголосовали всего 33 депутата при 122 против (остальных, видимо, эта тема сегодня уже не волнует). А ведь совсем недавно, 15 февраля, Дума большинством голосов просила президента немедленно отменить мораторий на казнь.

Примечательно, что власти в данном вопросе идут наперекор общественному мнению -- идея возобновления смертных приговоров набирает популярность. В конце февраля была учреждена даже инициативная группа для проведения всенародного референдума по этому вопросу, и сейчас вовсю собирают подписи. Как выяснилось, в рядах сторонников смертной казни много представителей интеллигенции, возглавляемых профессором МГУ, деканом факультета социологии Владимиром Добреньковым, требующим смерти для убийц своей дочери. Г-н Добреньков не устает напоминать властям, что народ -- за жесткую руку, а президенту «пора определиться, с кем он -- с народом или с Советом Европы».

Однако Владимир Путин, похоже, допускает, что в данной ситуации народ ошибается. Выступая вчера днем на юбилее газеты «Известия», глава государства вновь определенно высказался за отмену смертной казни вообще и пообещал сделать все возможное, чтобы сохранить мораторий.

Президент тогда еще не знал, что первый заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев, выступавший в Думе в то же самое время, говорил депутатам, что считает целесообразным сохранение в Уголовном кодексе статей, предусматривающих высшую меру наказания. И ссылался при этом на успехи Узбекистана в борьбе с преступностью, которые были достигнуты после ужесточения карательной политики. Правда, г-н Васильев признал, что мораторий на приговоры в России снят быть не может -- в связи с принятыми ею на себя международными обязательствами.

Владимир Путин же не считает, что ужесточение наказаний -- лучший способ борьбы с преступностью. «Снятие моратория бессмысленно, -- отметил он. -- Хотя тезисом о восстановлении смертной казни в политической сфере кое-кто будет злоупотреблять в ходе подготовки к всякого рода выборам». По мнению президента, такие спекуляции никак не улучшат криминологическую ситуацию. Его единомышленников тоже не слишком пугает общественное мнение: по словам советника президента по помилованию Анатолия Приставкина, «сторонников смертной казни можно понять, но ни в одной из тех стран, где она отменена, это не происходило по инициативе снизу». Реанимировать в России высшую меру наказания по инициативе снизу, по всей видимости, тоже не удастся. Эксперты полагают, что даже если состоится референдум, окончательное решение все равно останется за Думой и президентом.

Иван СУХОВ