Время новостей
     N°44, 14 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2002
«За нами Америка!»
Хамид Карзай выслушал диаспору и объявил в розыск бывшего посла
Вчера, накануне отъезда из Москвы, афганский лидер Хамид Карзай встретился с живущими здесь соотечественниками. Всего их в России около 40 тысяч, но увидеть г-на Карзая в московском «Президент-отеле» смогли только четыреста. Это люди, которых в 80-е годы направил на учебу в СССР просоветский кабульский режим. После прихода моджахедов они уже не могли вернуться домой: новая власть в них видела «коммунистов», атеистов и пособников «шурави» (советских).

«Новейшая» власть в Афганистане выглядит вполне светской. Кабул заинтересован в возвращении образованных афганцев, однако г-н Карзай не так наивен, чтобы пытаться внушить диаспоре, что ей уже сейчас найдется место, а главное -- достойная работа. Поэтому призывы ехать домой прозвучали вчера не слишком категорично, иначе умудренные жизнью афганцы очень быстро бы разочаровались в новом лидере.

Для начала Хамид Карзай предложил залу высказаться: как живется в России?

«Плохо», -- дружно ответил зал. К микрофону решительно подошла женщина и попросила у временного афганского премьера защиты от беспредела российских милиционеров и чиновников. Афганских детей не принимают в школу, требуя регистрации и вида на жительство в России их родителей. А это стоит бешеных денег. Их надо зарабатывать, но зарабатывать не дают, постоянно случаются поборы, избиения. В общем, заколдованный круг.

«Да, я знаю, в России афганцам живется тяжелее, чем в других странах, -- сказал г-н Карзай. -- Я буду говорить на эту тему с председателем Совета Федерации и потом на пресс-конференции расскажу об этом всему миру».

Контакт с залом был установлен. Г-н Карзай -- блестящий оратор, ему аплодировали даже те, кто явно был на него в обиде за то, что на Боннской конференции, сделавшей его лидером, большую российскую диаспору афганцев никто не представлял. Впрочем, как признался потом вашему корреспонденту один из них, доктор наук Шер Ахмад Тараки, защищавший диссертацию в МГУ, «виноват не Карзай, а Россия: она не лоббировала интересы своих «афганцев», как делал это Кипр, где их всего несколько десятков».

Г-н Тараки, зарабатывающий себе на жизнь челночной торговлей, рассказал, как объясняет московская милиция конфискацию товаров: «Россия предоставляет гуманитарную помощь Афганистану, а казна у нас не бездонная, ее надо пополнять, вот и помогайте своей стране...» «Понимает ли российское руководство, что когда мы вернемся в Афганистан, мы привезем туда антироссийские настроения», -- спрашивал меня доктор наук. Впрочем, не лучшего мнения он и о своих соотечественниках, афганских дипломатах в Москве. Еще недавно в посольстве Афганистана любой иностранец «восточного» происхождения мог купить афганский паспорт всего за 204 доллара. То, что деньги шли не в казну, а в карман самого посла Афганистана г-на Асифи, косвенно подтвердил вчера Хамид Карзай. Он сообщил, что посол недавно скрылся и объявлен в розыск через Интерпол.

В ответ на выступление одного из бывших генералов, служивших прокоммунистическому режиму, афганский лидер заметил: «Мы создадим в Афганистане такую армию, которая никогда не поднимет антиправительственный мятеж». Эту армию, как и полицию, помогут, по словам г-на Карзая, создать США, Англия, Франция, Германия, Турция. Россия в этом ряду не прозвучала, что выглядело некоторым диссонансом по отношению к выраженной накануне Владимиром Путиным уверенности, что российский вклад в военную помощь Афганистану будет «заметным». Главную задачу Карзай видит в «честном и прозрачном использовании финансовой помощи стран-доноров, сегодня это уже 1,8 млрд долларов»: «Если эту помощь разворуют, то мир больше не станет нам помогать». Образцом для подражания кабульский лидер назвал Сингапур: «Там нет взяточничества, и деньги тратят по назначению».

Хамид Карзай излучал уверенность в своих силах. Во-первых, потому что он «знает настроение народа, который поддерживает правительство, а не полевых командиров». Второй аргумент был выражен по-восточному витиевато: «Иранцы любят говорить -- нужно быть сильными. Вот и мы теперь сильны: за нами Америка!».

Аркадий ДУБНОВ